Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 01-34552 от 27.12.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Салтыкове Александре Николаевиче исполнителе по контракту N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. на поставку бактерицидных облучателей - рециркуляторов воздуха (извещение N 0162100022421000077) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14 часов 00 минут при участии представителей:
*
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 01-34552 от 27.12.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Салтыкове Александре Николаевиче исполнителе по контракту N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. на поставку бактерицидных облучателей - рециркуляторов воздуха (извещение N 0162100022421000077 ).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.09.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бактерицидных облучателей - рециркуляторов воздуха (извещение N 0162100022421000077 ).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 2 117 606,52 рублей.
Контракт N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. на поставку бактерицидных облучателей - рециркуляторов воздуха был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 01.10.2021 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. Поставщик обязуется поставить бактерицидные облучатели-рециркуляторы воздуха (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
На основании п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Екатеринбург, ул. Завокзальная, д. 40, в место, указанное Заказчиком (далее - место доставки), в течение 25 рабочих дней с момента заключения государственного контракта.
Поставщик не менее чем за 2 рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п 3.5 контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения (п. 3.7 контракта).
В силу п. 12.1 контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2021 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Как пояснил на заседании комиссии представитель заказчика, с момента заключения контракта ИП Салтыков Александр Николаевич поставил товар с характеристиками, несоответствующими условиям контракта.
Поставка бактерицидных облучателей - рециркуляторов воздуха, предусмотренная условиями контракта N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г., была осуществлена исполнителем 28.10.2021 г (универсальный передаточный документ N 1135 от 27. 10. 2021 г.
08.11.2021 г. государственным заказчиком была проведена экспертиза, в результате которой установлено несоответствие поставленного ИП Салтыковым Александром Николаевичем товара условиям контракта N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. и составлен акт выявленных недостатков от 09.11.2921 г.
Акт выявленных недостатков при приемке товара от 09.11.2021 г., подписанный всеми членами комиссии, содержит информацию о несоответствии поставленных бактерицидных облучателей -рециркуляторов воздуха характеристикам, установленным в аукционной документации по следующим показателям:
- производительность (сведения о показателе в паспорте изделия отсутствуют);
- бактерицидная эффективность (значение показателя по паспорту изделия "не менее 99,9%" при установленном в документации значении "90%");
- источник излучения (сведения о показателе в паспорте изделия отсутствуют);
- продолжительность непрерывной работы (значение показателя по паспорту изделия "рециркулятор, при необходимости, может использоваться непрерывно" при установленном в документации значении "24 часа").
Кроме того, п. 11 контракта предусмотрена поставка товара в собранном (смонтированном) состоянии, или его сборка силами поставщика в месте поставки. При этом, товар поставлен по указанному в контракте адресу в разобранном, не готовом к использованию виде.
Результат экспертизы и мотивированный отказ от приемки товара были направлены письмом (N 29-27/14403 от 09.11.2021 г.) в адрес исполнителя 09.11.2021 г.
В ответном письме (исх. N 1202/90 от 10.11.2021 г.) на вх. 29-27/14403 от 09.11.2021 г. исполнитель разъясняет следующее:
- поставщиком в паспорте изделия указана производительность не менее 100 м3/ч, что не является меньшим показателем, чем в спецификации товара. Производительность вентилятора и производительность бактерицидного рециркулятора являются тождественными понятиями;
- бактерицидная эффективность, в паспорте изделия указано значение 99,9%, что является лучшим показателем, чем указано в спецификации заказчика;
- источник излучения бактерицидная безозоновая ультрафиолетовая лампа - информация прописана в п. 5.4 паспорта изделия;
- продолжительность непрерывной работы в паспорте изделия в п. 1.3 прописано, что изделие, при необходимости, может работать непрерывно, что подразумевает под собой работу 24 часа.
Исх. N 03/11/1202 от 30.11.2021 г. Уральским таможенном управлением получено письмо с просьбой исполнителя вывезти товар со склада заказчика для устранения несоответствий (акт выявленных недостатков при приемке товара от 09.11.2021 г.) и назначить новую дату поставки для проведения экспертизы, согласно условиям контракта.
14.12.2021 г. осуществлена повторная поставка товара и проведена экспертиза (акт выявленных несоответствий при приемке товара от 16.12.2021 г.), в соответствии с которой комиссией заказчика в результативной части усыновлено, что поставщиком осуществлялись работы по устранению недостатков, а именно, выполнена сборка товара, произведена замена сопроводительной технической документации (этикетки с указанием названия, серийного номера и основных характеристик товара). Вместе с этим, акт выявленных несоответствий от 16.12.2021 г. содержит в себе заметания заказчика к поставленному товару: товар оборудован сетевым кабелем для подключения к бытовой розетке, электронным счетчиком наработки и кнопкой включения/выключения (согласно разделу II спецификации бактерицидные рециркуляторы должны быть оборудованы кнопками управления), фильтров для очистки воздуха от крупных частиц и пыли.
Согласно пояснениям заказчика, на момент проведения повторной экспертизы несоответствия товара по основным характеристикам поставщиком устранены не были, что является существенным для требуемого уровня производительности ультрафиолетового бактерицидного облучателя.
В акте выявленных несоответствий при приемке товара от 16.12.2021 г. установлено, что указанные в п. 1 настоящего акта работы недостатков поставщиком осуществлены в месте поставки товара по адресу г. Екатеринбург, ул. Заводская, 40. Товар из складского комплекса Управления не вывозился, новая поставка товара не производилась, с товаром никаких действий, за исключением замены этикетки, не осуществлялось (п. 3 акта). При этом, недостатки, выявленные в результате проверки описаны в п. 5 вышеуказанного акта.
Таким образом, акт выявленных несоответствий при приемке товара от 16.12.2021 г. не позволяет сделать однозначный вывод о том, что несоответствия характеристик товара не были устранены исполнителем, так как вышеуказанный акт не содержит в себе упоминание ранее указанных заказчиком недостатков.
В повторно составленном акте выявленных несоответствий при приемке товара от 16.12.2021 г. заказчиком отражено одно несоответствие: отсутствие кнопок управления, при этом со слов заказчика, кнопка включения/выключения к данной характеристике не относится. При этом, заказчик не предоставил нормативного обоснования понятия "кнопка управления".
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 01621000224210000770001 от 01.10.2021 г. на поставку бактерицидных облучателей -рециркуляторов воздуха. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в Единой информационной системе - 25.11.2021 г.
25.11.2021 г. указанное решение было направлено заказным письмом по почте с уведомлением по адресу поставщика, указанному в контракте. Подтверждение о получении указанного письма поставщику заказчик получил 13.12.2021 г.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 13.12.2021.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении получено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 24.12.2021 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На рассмотрение заявления заинтересованное лицо пояснило, что поставка была осуществлена исполнителем в полном объеме 28.10.2021 г., при этом, несоответствия характеристик товара, выявленные в рамках проведенной экспертизы, были устранены в соответствии с требованиями заказчика. Причиной мотивированного отказа от приемки бактерицидных облучателей - рециркуляторов является отсутствие предусмотренных спецификацией кнопки управления, при этом присутствует кнопка включения/выключения.
Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, бактерицидные облучатели, поставка которых предусмотрена условиями контракта, являются типичным оборудованием и под кнопки управления в данном товаре понимаются кнопки включения/выключения оборудования, отвечающие за подачу тока в прибор.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заинтересованным лицом предприняты попытки для устранения нарушений исполнения контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, оснований для включения сведений о лице в реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренных п. 5 вышеуказанных Правил Комиссией не установлено.
Исходя из того, что исполнителем в лице ИП Салтыкова Александра Николаевича была осуществлена поставка в количестве и сроки, предусмотренные контрактом, при этом характеристики товара не были хуже показателей, установленных в спецификации (данный факт заказчиком не опровергается), Комиссия Свердловского УФАС России не усматривает в действиях заинтересованного лица факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Салтыкове Александре Николаевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Уральского таможенного управления нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* |
* |
* |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 января 2022 г. N РНП-066/06/104-29/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022