Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 13 января 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступивших от Общества с ограниченной ответственностью "Легенда" (далее - ООО "Легенда", заявитель) обращений по вопросу законности осуществления электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (извещения NN 0869500001521000060-0869500001521000063) (далее -аукционы, закупки), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Областного государственного казенного учреждения "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - ОГКУ "Организатор перевозок", заказчик), Абрамовских Игоря Юрьевича, Чернаева Ивана Алексеевича, действующих на основании доверенностей NN 1, 2 от 10.01.2022;
- слушателя от Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Курьяновой Анны Валерьевны;
- в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении ОГКУ "Организатор перевозок" электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (извещения NN 0869500001521000060-0869500001521000063) (далее -аукционы, закупки).
Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона 0869500001521000060 опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.12.2021 в 23:48; изменения извещения о проведении электронного аукциона 0869500001521000061 опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.12.2021 в 23:55; изменения извещения о проведении электронного аукциона 0869500001521000062 опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.12.2021 в 00:05; изменения извещения о проведении электронного аукциона 0869500001521000063 опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.12.2021 в 00:15.
Начальная (максимальная) цена контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (извещение N 0869500001521000060) - 11 360 674,80 рублей; (извещение N 0869500001521000061) - 2 432 254,18 рублей; (извещение N 0869500001521000062) - 26 370 236,90 рублей; (извещение N 0869500001521000063) - 25 167 494,08 рублей.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0869500001521000060 от 15.12.2021.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0869500001521000061 от 15.12.2021.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0869500001521000062 от 16.12.2021.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 0869500001521000063 от 16.12.2021.
Контракты NN 1 АВ (1, 41, 45)/2022, 2 АВ (80, 81)/2022, 3 АВ (2, 34)/2022, 4 АВ (18, 64)/2022 заключены с Муниципальным унитарным предприятием "Служба организации движения" 27.12.2021 г.
По мнению заявителя сформированные заказчиком лоты не соответствуют требованиям критерия о не превышении общей протяженности маршрутов каждого лота от других лотов более чем на 20%, указанного в письме ФАС России от 02.10.2020 г. NИА/85875/20.
Представители заказчика, возражая на доводы заявителя пояснили, что формирование лотов произведено по территориальному признаку (по движению от оной отстойно-разворотной площадки, либо по направлению движения перевозок) в целях повышения экономической целесообразности осуществления перевозок в части максимального задействования транспортных средств в рамках одного лота.
Изучив размещенные в ЕИС сведения, представленные заказчиком информацию и документы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Антимонопольные требования к торгам установлены главой 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Так, согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Согласно пункту 3.1. части 2 информационной карты документации об аукционе объектом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.
Пунктом 3.3 части 2 информационной карты документации об аукционе отражено, что описание объекта закупки указано в Приложении N 1 к документации об аукционе. Так, Техническими заданиями (Приложение N 1 к документации об аукционе) установлены следующие маршруты:
- маршрут N 1 "Железнодорожный вокзал - Аэропорт"; - маршрут N 41 "Аэропорт - Черкасская"; - маршрут N 45 "Автобусный парк - Аэропорт" (извещение N0869500001521000060);
- маршрут N 80 "11-й микрорайон - ПКиО имени Гагарина"; маршрут N 81 "Чистопольская - ПКиО имени Гагарина" (извещение N 0869500001521000061);
- маршрут N 2 "Мехколонна- Петра Столыпина"; маршрут N 34 "Автобусный парк - Мехколонна" (извещение N 0869500001521000062);
- маршрут N 18 "Автобусный парк - ТРК Алмаз"; маршрут N 64 "Автобусный парк - Железнодорожный вокзал" (извещение N 0869500001521000063).
При этом из содержания документаций об аукционах следует, что общая протяженность маршрутов по закупкам составляет: по аукциону с извещением N 0869500001521000060 - 138,8 км; по аукциону с извещением N 0869500001521000061 - 54,7 км; по аукциону с извещением N 0869500001521000062 - 110,9 км; по аукциону с извещением N 0869500001521000063 - 87,6 км.
Как указывает в обращениях заявитель, автобусные лоты с транспортом большого класса "не соответствуют требованию отклонения не более чем на 20% общей протяженности маршрутов в лоте от других лотов". По мнению заявителя, действия заказчика, по укрупнению лотов (объединение в один лот маршрутов с одним классом транспортных средств, увеличение их количества) могут привести к ограничению количества хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в аукционе, но не способных выполнить соответствующие требования в отношении одновременно всех маршрутов, включенных в лот.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что маршруты Челябинского городского округа входят в общую маршрутную сеть Челябинской агломерации, включающей Челябинский городской округ, Копейский городской округ, Сосновский муниципальный район, которая планируется для выполнения регулярных перевозок по регулируемому тарифу в рамках транспортной реформы и включает 166 маршрутов. Окончательный запуск данной маршрутной сети осуществляется шестью этапами со сроком до 2024 года. Разработанная этапность проведения транспортной реформы является основанием доведения лимитов бюджетных обязательств для проведения электронных аукционов. В течение 2022 года планируется запуск первых трёх этапов транспортной реформы. Указанные этапы включают 136 маршрутов, разделенных на 96 лотов. В январе 2022 года проводится запуск первого этапа, включающего 79 маршрутов, разбитых на 37 лотов, в том числе маршруты, проходящие по территории Челябинского городского округа. Общая численность населения Челябинской агломерации, включающей Челябинский городской округ, Копейский городской округ, Сосновский муниципальный район, составляет 1417143 чел. В связи с чем, по мнению представителей заказчика, формирование лотов электронных аукционов, планируемых к проведению, с учетом общей численности населения Челябинской агломерации не противоречит позиции, изложенной в письме ФАС России от 02.10.2020 г. NИА/85875/20. Рекомендации, содержащиеся в указанном письме, в части размера обеспечения исполнения контракта, срока исполнения обязательств по контракту также соблюдены заказчиком. Указанный подход к формированию лотов обусловлен потребностью заказчика и подтверждается сложившейся практикой проведения конкурентных процедур на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в 2021 году.
Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок).
В силу части 2 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Совокупное толкование положений законодательства Российской Федерации не позволяет прийти к выводу о том, что маршрут регулярных пассажирских перевозок представляет собой путь следования транспортного средства, пролегающий в границах конкретного муниципального образования, поскольку маршруты регулярных перевозок могут быть как межрегиональными, смежными, так и муниципальными, межмуниципальными. В связи с чем довод заявителя относительно необоснованного укрупнения лотов ввиду объединения маршрутов с одним классом транспортных средств с увеличением их количества является несостоятельным.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Вместе с тем, на дату заседания Комиссии Правительством Российской Федерации требования к формированию лотов при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, не определены.
Таким образом, положениями части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещено при проведении торгов включать в один лот товары, работы, услуги, которых технологически и функционально не связаны с товарами, услугами, работами выполнение или оказание которых является предметом торгов.
Однако исходя из буквального толкования содержания положений статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что установленный запрет на объединение в один лот распространяется только на те случаи, когда такие действия повлекли ограничение конкуренции.
В статье 4 Закона о защите конкуренции указано, что признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Заявителем в материалы дела не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о необоснованном ограничении числа участников закупок.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действиям заказчика при осуществлении закупок, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, будет дана надлежащая оценка в рамках рассмотрения обращения в соответствии с Законом о защите конкуренции.
Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не усматривает.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения заявителя о нарушении законодательства о контрактной системе не нашли подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии В.А. Ливончик
И.О. Кокшарова
Д.Ф. Гареева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 января 2022 г. N 152-155-ВП/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022