рассмотрев жалобу ООО "ДЮРЭЙ ИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель) на действия УЖГХ администрации МО г. Горячий Ключ при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000192) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Требования, установленные в Техническом задании соответствуют товару единственного производителя - ООО "Фортис", входящего в группу компаний ООО ТД "Норгрупп".
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласны, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" проводился открытоый конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000192). Заказчик - УЖГХ администрации МО г. Горячий Ключ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 353 707,90 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком установлен объект закупки в соответствии с Разделом 2 "Описание объекта закупки". Объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Горячий Ключ (далее - услуги) в объеме и с характеристиками согласно перечню энергосберегающих мероприятий (Приложение N 1), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Конкурсная документация содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком в Приложении N1 установлены требования к товарам, поставляемым Заказчику при выполнении работ.
7. Требования к конструкции.
7.1. Обязательно наличие защитного стекла оптического отсека изготовлено из пластика; поликарбоната, сохраняющего коэффициент пропускания с течением времени.
7.2. По степени защиты от внешних воздействий оптического отсека (код IP). СКС должны быть более IP 55.
7.3. Тип корпуса используемых светодиодов в консольных СКС должен быть SMD 5050.
7.4. Все СКС должны иметь индивидуальную вторичную оптики (установленную отдельно на каждый светодиод)
7.5. Корпус СКС должен быть выполнены из материалов стойких к воздействию факторов внешней среды.
7.6. Конструкция СКС выполненная из коррозионностойкого алюминиевого сплава или стали, должна иметь возможность установки регулируемого кронштейна и крепления на трос из коррозионно стойкой стали без защитного покрытия. (нержавеющая сталь).
7.7. Конструкция крепления на трос должна предусматривать крюки для подвеса СКС при монтаже и боковую фиксацию троса.
7.8. Конструкция крепления СКС к кронштейну опоры должна предотвращать прокручивание СКС и предусматривать защиту кронштейна опоры от попадания внутрь дождя и других атмосферных осадков осадков.
7.9. СКС должны монтироваться на трубу диаметром от 48 до 60 мм.Тип крепления Консольный.
7.10. СКС должны иметь модификацию в рамках одного модельного ряда (внешний конструктив) как с не электронными (на электромагнитных балластах ЭмПРА) источниками питания, так и с электронными источниками питания установленные внутри корпуса СКС.
7.11. Все СКС с не электронными источниками питания должны иметь возможность группового (линейного) управления световым потоком СКС из пункта питания без использования дополнительных модулей, установленных на или в СКС.
7.12. Все СКС с электронным источником питания должны иметь модификацию со встроенной функцией регулирования светового потока. (Источник питания с функцией управления по протоколам 0-10V или 1-10V или DALI).
7.13. Все СКС должны иметь модификацию со встроенным разъемом типа NEMA7 (ANSI 136.41-2013) и укомплектован замыкающей L и V (см.Рис1. П.8.) контакты заглушкой. Допускается использование NEMA3, NEMA5, NEMA7 (ANSI 136.41-2013) в зависимости от модификации источника питания, установленного в СКС. (Аналоговое управление стандарта 0/1-10, цифровое управление стандарта DALI или иной, по согласованию в ходе проектирования.). Разъем NEMA (ANSI 136.41-2013) используется для последующего монтажа модуля управления источником питания и/или обратной связи и иных модулей расширения. Подключение разъема NEMA к источнику питания должно соответствовать см Рисунок 1 в п.8.
7.14. СКС должен иметь все модификации, указанные выше в рамках одной серии СКС.
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что п. 7.10 Технического задания подразумевает, что светодиодные консольные светильники должны иметь модификацию в рамках одного модельного ряда (внешний конструктив) как с не электронными источниками питания, так и с электронными.
Данное требование не ограничивает потенциальных участников конкурса, поскольку на рынке большое количество производителей, выпускающих светильники с различными источниками питания.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Из пояснений Заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика. Из пояснений Заказчика следует, что:
- Тип корпуса используемых светодиодов SMD5050
Одной из основных задач разработчиков осветительного оборудования является получение максимального КПД светильника, значительную часть которого составляют высокоэффективные светодиоды. Единственным российским производителем светодиодов является производственная компания Клевер, выпускающая светодиоды в корпусах трех типоразмеров: SMD3528, SMD3030 и SMD5050. На данный момент, наиболее эффективными из них являются светодиоды в корпусе SMD5050.
Данное требование по типу корпуса используемых светодиодов в СКС является потребностью Заказчика и не противоречит действующему законодательству.
- СКС должны иметь модификацию в рамках одного модельного ряда (внешний конструктив) как с не электронными (на электромагнитных балластах ЭмПРА) источниками питания, так и с электронными источниками питания установленные внутри корпуса СКС.
Стилистика в оформлении городского освещения подразумевает использование светильников в едином корпусном решении. Использование различных источников питания (на основе ЭмПРА или импульсных блоков питания) необходимо для реализации запланированного Заказчиком алгоритма управления освещением, при котором улицы города делятся на два типа: допускающие диммирование в соответствии с СП52.13330-2016, и не допускающие.
Исходя из требований Заказчика, диммирование должно осуществляться изменением питающего напряжения непосредственно из ШУНО (это надежно и легко реализуемо). Так как к одному ШУНО могут быть подключены линии освещения различных улиц (допускающих и не допускающих диммирование), то светильники с установленными блоками питания на основе ЭмПРА будут диммироваться при изменении напряжения питания, а светильники с ИБП - нет. Использование дополнительных модулей, установленных на или в СКС, вызовет снижение надежности светильников и значительное удорожание проекта.
Применение блоков питания на основе ЭмПРА также не ограничение конкуренции - их использует компания Galad, в частности в светильнике Galad Победа, который имеет широкий модельный ряд (Светодиодный светильник GALAD ПОБЕДА LED на базе ИПСЭМ).
- Использование модификаций с установленным разъемом NEMA7 (или других модификаций NEMA разъема, описанных в конкурсной документации) необходимо Заказчику в дальнейшем для реализации поопорного контроля освещением на ответственных участках или для других задач.
- В "Техническом задании" установлены не конкретные габаритные размеры, а их диапазон, что не является ограничением конкуренции.
Заявитель в жалобе указывает, что в пунктах 1-12 Приложения 1 к ТЗ указано, что источник питания должен быть ЭмПРЛ, при этом, также указано, что светодиодные светильники должны быть консольными.
Из пояснений Заказчика следует, что источник питания ЭмПРА является не электронным источником, при этом, консольный светодиодный светильник крепится на кронштейн".
Заявитель в жалобе указывает, что пункты 1-12 Приложения 1 к Техническому заданию противоречат друг- другу, в частности, в требованиях к светильникам указано, что источник питания должен быть ЭмПРА, при этом, в п. 7 Технического задания допускается указать также электронные источники питания, установленные внутри корпуса СКС, также указано, что светодиодные светильники должны быть консольными, при этом в п. 7 Технического задания допускается указать крепления на трос, что вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчик с указанным доводом не согласился из пояснений следует, что в Техническом задании указано, что конструкция СКС должна иметь возможность установки крепления на трос. Это означает, что основной тип установки СКС - консольный, но, при необходимости, светильник может быть дооборудован специальным кронштейном для крепления на трос. Установка консольного светильника на трос необходима для соблюдения единого с тиля при оформлении городского освещения на тех участках улиц, где опоры освещения отсутствуют.
Техническим заданием установлены требования к конструкции светодиодного светильника, а именно: "По степени защиты от внешних воздействий оптического отсека (код IP). СС должны быть выше IP 55.
Установленное требование не противоречит ГОСТ Р 55705-2013 "Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия". Согласно ГОСТ 14254 для ОП наружного освещения установлено минимальное значение по степени защиты (не ниже IP 54) при этом предельное (максимальное) значение параметра отсутствует.
Таким образом, значение "более IP 55" не противоречит диапазону, установленному ГОСТ "не ниже IP 54".
Согласно ГОСТ 14254 для ОП наружного освещения установлено минимальное значение по степени защиты (не ниже IP 54), при этом предельное (максимальное) значение параметра отсутствует.
Из пояснений Заказчика следует, что при описании объекта закупки Заказчиком было установлено требование по степени защиты от внешних воздействий более 55, исходя из своих потребностей.
Обозначение степени защиты (пылевлагозащищенности) осуществляется при помощи международного знака защиты IP (и двух цифр после. Первая означает степень защиты от проникновения частиц, вторая - от влаги.
Чем больше значение числа - тем более защищенный светильник.
IP 54 (минимальное значение по требованиям ГОСТ):
5 Пылезащищённое исполнение. Пыль может проникать внутрь.
4 Обеспечена защита от брызг, падающих в любом направлении.
IP более 55 подразумевает под собой значение от 56 до максимального предела (установленное заказчиком):
5 Пылезащищённое исполнение. Пыль может проникать внутрь.
6 защита корпуса от длительного воздействия сильного потока жидкости (воды) случайной направленности, а также от волн на море.
Таким образом, Заказчиком установлен улучшающий показатель по степени защиты, относительно минимальных требований ГОСТ.
При этом, на рынке российского производства отсутствуют светильники для наружного освещения со степенью защиты IP 54.
Для уличного и промышленного освещения приемлемым классом защиты является IP65. Светильники категорий "уличное освещение", "наружное освещение", "прожектора" и "промышленное освещение" всегда имеют класс защиты более 55.
Заявитель указывает, что конкурсная документация не содержит описания объекта закупки в части потребности Заказчика в определенном количестве светодиодных светильников различной мощности.
С указанным доводом Заказчик не согласился, из пояснений следует, что в п.13.1 Технического задания установлены индивидуальные характеристики для светильников предполагаемых к поставке.
Приложение N 2 к энергосервисному контракту содержит описание системы наружного освещения (Таблица 1) с указанием категорийности улиц.
Согласно перечню энергосберегающих мероприятий (приложение N 3 к контракту) первым этапом является обследование (инвентаризация) Объекта энергосервиса, который включает в себя осмотр объекта, анализ документации, контрольные замеры параметров эксплуатации объекта энергосервиса.
По результатам обследования (инвентаризации) объекта энергосервиса определяются параметры объекта, в т.ч. изменения значений параметров Объекта энергосервиса (приведенные базовые значения)
Согласно п.5.2 раздела 2 "Описание объекта закупки" и п. 6.2.6 "Проекта контракта" на первом этапе выполнения Энергосберегающих мероприятий Исполнитель по итогам обследования формирует Акт фиксирования базовых значений (параметров) Объекта энергосервиса, в котором Сторонами фиксируются все выявленные несоответствия базовых значений (количество и мощность оборудования, базовый уровень потребления, режим горения) предоставленных Заказчиком на момент заключения Контракта.
Таким образом, исполнитель самостоятельно, после проведения обследования определяет необходимое количество светильников определенной мощности, в соответствии с результатами своего обследования и категорийностью дорог.
Включение требований в документацию с указанием конкретных мощностей светильников на каждой улице отменяет всю суть энергосервисного контракта, целью которого является экономия электроэнергии.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки", не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Согласно с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЮРЭЙ ИНЖИНИРИНГ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300457621000192).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 декабря 2021 г. N 1930/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022