рассмотрев жалобу ООО "ВЭСКК" (далее - Заявитель) на действия УЖГХх администрации МО г. Горячий Ключ при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000192) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласны, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" проводился открытоый конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Горячий Ключ" (извещение N 0318300457621000192). Заказчик - УЖГХ администрации МО г. Горячий Ключ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 353 707,90 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 6 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
Конкурсная документация содержит Раздел "Проект контракта", где Заказчиком установлено: "п. 8.1. Цена Контракта определяется в виде процента экономии электрической энергии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на оплату электрической энергии, потребляемой Объектом энергосервиса в период достижения экономии электрической энергии, определенный в п.3.4. настоящего Контракта, из учета стоимости единицы электрической энергии, указанной в п.2.7. настоящего Контракта на момент заключения настоящего Контракта составляет _____%, что составляет ____ (____) рублей ____ коп., включая НДС 20%.
В случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком."
Установленное предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами Заказчика на поставки энергетического ресурса (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов Заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником проценту такой экономии.
Таким образом, установление цены контракта в виде размера экономии, предложенной участником закупки в денежном выражении не нарушает положение ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 6) ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом б пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в Разделе 10 конкурсной документации не разделены нестоимостные критерии оценки и показатели, раскрывающие содержание таких критериев.
С указанным доводом представители Заказчика не согласились, из представленных пояснений следует.
Разделом 10 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок участников. При этом в отношении нестоимостного критерия установлено, что критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) содержит следующие показатели:
Показатели, раскрывающие содержание критерия: 2.1. "Опыт реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и/или монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и/или монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (далее - Опыт участника). Величина значимости критерия составляет 40% Коэффициент значимости - 0,4 _. В отношении этого же показателя указано: Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, по критерию "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы наружного уличного освещения)", количество баллов, присуждаемых предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости: Rai 1 = НБЦоi * 0,40 где: НБЦоi - количество баллов, присуждаемых по данному критерию; Rai 1 - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы наружного уличного освещения)". 2.2. Размер достигнутой экономии электроэнергии в натуральном выражении по реализуемым и (или) исполненным контрактам/договорам. Величина значимости критерия составляет 40% Коэффициент значимости - 0,4 _. 2.3. Наличие Сертификата соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения."; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Глава II Раздел 7. Требования к продукции машиностроения, приборостроения и электротехники. Величина значимости критерию составляет 20% Коэффициент значимости - 0,20 В рамках указанного критерия оценивается наличие у Участника конкурса Сертификата соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.". Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости критерию оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения: - наличие сертификата - 100 баллов; - отсутствие сертификата - 0 баллов. Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, по критерию "Наличие Сертификата соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения."; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Глава II Раздел 7. Требования к продукции машиностроения, приборостроения и электротехники.", количество баллов, присуждаемых предложению участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости: Rci 3 = НБЦоi * 0,20 где: НБЦоi - количество баллов, присуждаемых по данному критерию; Rci 3 - рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Наличие Сертификата соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения."; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Глава II Раздел 7. Требования к продукции машиностроения, приборостроения и электротехники". Наличие сертификата подтверждается копиями сертификатов. Итоговый рейтинг по не стоимостному критерию "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" определяется как сумма рейтингов по под критериями, с учетом коэффициента значимости. |
В целях оценки предложений участников конкурса, по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлено 3 под показателя не стоимостных критериев оценки: "Квалификация участников закупки".
Оценка заявок по данным показателям осуществляется по Итоговому рейтингу заявки (предложения) каждого участника открытого конкурса в электронной форме (Ri) - вычисляется, как сумма рейтингов по каждому критерию (подкритерию) оценки в соответствии с установленным в Конкурсной документации алгоритмом.
Таким образом, определяя условия применения показателей оценки, Заказчик исходил из потребности выявить в результате оценки участников, подтвердивших сопоставимый опыт выполнения аналогичных, предполагаемых к выполнению данным ЭСК, мероприятий. Именно данное обстоятельство являлось ключевым при определении Заказчиком критериев сопоставимости опыта участников предмету конкурса.
Заказчиком неправомерно установлено требование "2.3. Наличие Сертификата соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения."; _".
ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения" устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды, и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).
Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.
Согласно пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Конкурсная документация содержит Раздел "Проект контракта", где Заказчиком установлено: "6.2.1. Оборудование, демонтированное Исполнителем на Объекте энергосервиса в период выполнения Энергосберегающих мероприятий, передается Заказчику по Акту в срок не позднее 1 (одного) календарного дня с даты проведения работ по демонтажу оборудования.
9.10. Право собственности на Оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, переходит в собственность Заказчика на основании Акта приема-передачи, подписанного Сторонами в том же порядке, что и Акт сдачи-приемки Энергосберегающих мероприятий, определенном в разделе 6 настоящего Контракта. Форма Акта приема-передачи оборудования и иных отделимых улучшений, установленных (созданных) Исполнителем на Объекте энергосервиса, приведена в Приложении N 10 к настоящему Контракту.
9.11. Неотделимые улучшения, установленные (созданные) Исполнителем на Объекте энергосервиса, принадлежат Заказчику с момента их установки (создания).
10.1. Заказчик обязан:
10.2.4. содержать и обслуживать Объект энергосервиса в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
10.2.12. принять у Исполнителя и обеспечить хранение (утилизацию) Оборудования (изделий, устройств), которое использовалось на Объекте энергосервиса до проведения Энергосберегающих мероприятий и было демонтировано Исполнителем в ходе выполнения Энергосберегающих мероприятий".
Таким образом, обязанность по хранению и утилизации демонтированного Исполнителем оборудования (п. 10.2.12.) возложена на Заказчика, так как демонтированное оборудование является собственностью Заказчика.
В связи с чем Исполнитель не будет ни хранить, ни утилизировать оборудование (изделия, устройства), которое использовалось на Объекте энергосервиса до проведения Энергосберегающих мероприятий и было демонтировано Исполнителем в ходе выполнения Энергосберегающих мероприятий. А новое оборудование, установленное Исполнителем на объекте энергосервиса, также передается Заказчику в собственность, при сдаче -приемке энергосервисных мероприятий.
Таким образом, Исполнителю нет необходимости иметь в наличии Сертификат соответствия по ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения". В связи с чем, данное требование является избыточным, ограничивающим конкуренцию.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно в Разделе 10 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок участников. В частности, в отношении нестоимостного критерия установлен показатель - "Опыт реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и/или монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и/или монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (далее - Опыт участника).
При этом оценивается количество заключенных в 2013-2021 годах контрактов и (или) договоров, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования систем наружного уличного освещения (энергосервисные контракты), а также контрактов и (или) договоров поставки, поставки и монтажа, монтажа сопоставимого светотехнического оборудования для систем наружного уличного освещения (договора поставки), цена каждого из которых не менее 105 353 707,90 рублей".
Таким образом, при наличии у участника определенного количества энергосервисных контрактов, соответствующих требованиям конкурсной документации, но цена каждого из которых будет менее 105 353 707,90 рублей, такой опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема необоснованно не будет учтен при оценке.
Указанный подход исключающий допуск к оценке энергосервисных контрактов, стоимостью менее 105 353 707,90 рублей недопустим, поскольку он не позволяет объективно оценить успешный опыт участников закупки, чем нарушает права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований ч.ч. 1, 8 ст. 32, п.п. 1), 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЭСКК" обоснованной в части нарушения ч.ч. 1, 8 ст. 32, п.п. 1), 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - Ужгх администрации МО г. Горячий Ключ нарушение ч.ч. 1, 8 ст. 32, п.п. 1), 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что уполномоченному органу - МКУ МО г. Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" (комиссии), Заказчику - Ужгх администрации МО г. Горячий Ключ выдано предписание N461 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 декабря 2021 г. N 1940/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022