рассмотрев жалобу ИП Коныгина Г.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ санаторий "Юность" МЗ РФ при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (мясо цыплят-бройлеров) на 1 квартал 2022 года" (извещение N 0318100058821000098) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: по позиции "Мясо цыплят-бройлеров" выставлено требование к стандарту ГОСТ Р 52306-2005, который ограничивает производителей стран ЕАЭС, в которых с 2014 года используется межнациональный ГОСТ 32737-2014.
Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ санаторий "Юность" МЗ РФ проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (мясо цыплят-бройлеров) на 1 квартал 2022 года" (извещение N 0318100058821000098).
Начальная (максимальная) цена контракта - 177 809,27 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Информация об объекте закупки" Заказчиком указано КТРУ:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
||
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
||||||
Мясо цыплят-бройлеров |
10.12.20.110 |
|
Килограмм |
839 |
211.93 |
177809.27 |
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Полное наименование товара |
Код ОКПД 2 |
Технические характеристики Товара |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
Мясо цыплят-бройлеров |
10.12.20.110 |
Мясо цыплят-бройлеров 1 категории по ГОСТ 32737-2014. Остаточный срок хранения продукта на момент поставки товара должен быть не менее 2,5 месяцев. * Вес продукта определяется массой нетто. ** |
кг |
839 |
В случае подачи заявок с товарами, изготовленными по иным стандартам, соответствующих по качеству указанным ГОСТ или более высокого качества, в составе заявки подаются заверенные копии соответствующих стандартов.
В нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком неправомерно установлено требование "В случае подачи заявок с товарами, изготовленными по иным стандартам, соответствующих по качеству указанным ГОСТ или более высокого качества, в составе заявки подаются заверенные копии соответствующих стандартов"
Установленное требование противоречит п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
КТРУ 10.12.10.170-00000008 "Мясо сельскохозяйственной птицы охлажденное для детского питания", в разделе "Описание товара, работы, услуги" каталога товаров, работ, услуг установлено:
Также установлена информация о техрегламетах и стандартах, а именно:
Наименование документа | |
ГОСТ 32734-2014 "Межгосударственный стандарт. Мясо перепелов для детского питания. Технические условия" | |
ГОСТ Р 52306-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Мясо птицы (тушки цыплят, цыплят-бройлеров и их разделанные части) для детского питания. Технические условия" | |
ГОСТ 32737-2014 "Полуфабрикаты натуральные из мяса птицы для детского питания. Технические условия" | |
ГОСТ 31465-2012 "Межгосударственный стандарт. Полуфабрикаты из мяса птицы для детского питания. Общие технические условия" | |
ГОСТ Р 54673-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Мясо перепелов (тушки). Технические условия" | |
ГОСТ 34121-2017 "Межгосударственный стандарт. Мясо цесарок (тушки и их части). Технические условия" | |
ГОСТ 33816-2016 "Межгосударственный стандарт. Мясо гусей (тушки и их части). Технические условия" | |
ГОСТ 31990-2012 "Межгосударственный стандарт. Мясо уток (тушки и их части). Общие технические условия" | |
ГОСТ 31473-2012 "Межгосударственный стандарт. Мясо индеек (тушки и их части). Общие технические условия" | |
ГОСТ 31962-2013 "Межгосударственный стандарт. Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия" | |
|
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru 23.12.2021 г. размещен ответ на запрос в котором указано:
В соответствии с поступившим запросом 1446729 от 21.12.2021 по лоту N 0318100058821000098 "Поставка продуктов питания (мясо цыплят-бройлеров) на 1 квартал 2022 года" сообщаем следующее:
Вопрос участника: |
Ответ участнику закупки |
1. В описании объекта закупки указан не корректный стандарт, который ограничивает количество участников, имеющих товар соответствующий все требованиям технического задания и по показателям не хуже указанно ГОСТа. Произведен по стандарту 32737-2014 без применения антибиотиков. Во вложении экспертное заключение и сам стандарт + протокол испытаний. Просим внести изменения. |
1. В ответ на запрос N 1446729 от 21.12.2021 сообщаю, что Заказчиком установлено требование о соответствии мяса цыплят-бройлеров ГОСТ Р 52306-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Мясо птицы (тушки цыплят, цыплят бройлеров и их разделанные части) для детского питания" в связи с тем, что согласно пункта 2.1 Устава ФГБУ санаторий "Юность" Минздрава России, целью деятельности учреждения является оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям в возрасте от 4 до 18 лет в сопровождении законного представителя, детям от 7 до 14 лет без сопровождения законного представителя, если необходимость сопровождения не обусловлена медицинскими показаниями, по профилю деятельности учреждения: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни системы кровообращения, болезни нервной системы, болезни уха и сосцевидного отростка. |
Таким образом, по позиции "Мясо цыплят-бройлеров" выставлено требование к стандарту ГОСТ Р 52306-2005, который ограничивает производителей стран ЕАЭС, в которых с 2014 года используется межнациональный ГОСТ 32737-2014.
Таким образом, при описании требований Заказчиком допущены нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
В Извещении указано:
Дата и время окончания подачи заявок |
10.01.2022 10:00 |
Согласно Информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1 от 27.12.2021 г.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коныгина Г.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ санаторий "Юность" МЗ РФ нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1 от 27.12.2021 г., предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 декабря 2021 г. N 1941/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022