рассмотрев жалобу ООО "ИТ-Контракт" (далее - Заявитель) на действия администрации МО г. Краснодар при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар" (извещение N 0318300119421002298) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых с доводами жалобы не согласились, считают, что положения конкурсной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар" (извещение N 0318300119421002298). Заказчик - администрации МО г. Краснодар.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 699 993,30 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсная документация содержит Раздел 2.1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки", где Заказчиком установлено:
а) Стоимостные критерии оценки:
I. Цена контракта
Значимость критерия: 60 %
б) Нестоимостные критерии оценки:
II. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия: 40 %.
Предметом оценки по критерию являются два показателя:
1) "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", чел.
Значимость показателя составляет 40%.
2) "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма", шт.
Значимость показателя составляет 60%.
ПОКАЗАТЕЛЬ: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг", чел.
Значимость показателя составляет 40%.
Оценивается наличие у участника закупки необходимого количества квалифицированных специалистов для исполнения обязательств в рамках осуществляемой закупки, состоящих в штате у участника закупки (по трудовым договорам) и/или привлечённых (по гражданско-правовым договорам), с высшим образованием в одной или нескольких сферах: юриспруденция, экономика, маркетинг, менеджмент, информационные технологии.
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника закупки 10 и более специалистов с высшим образованием в каждой из указанных сфер, из которых не менее 8 специалистов состоят в штате участника закупки на дату окончания срока подачи заявок.
Оценка заявок производится в соответствии с пунктами 10, 11, 27, 28, 29 Правил, установлен порядок определения предельных величин значимости показателей оценки.
б) Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, шт.
Значимость показателя - 60%.
Оценивается опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 01.01.2017 года до даты окончания срока подачи заявок.
Под услугами сопоставимого характера и объема понимается наличие исполненного или действующего контракта(договора), сведения о котором содержатся в реестрах контрактов (договоров), размещённых на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, сопоставимого по стоимости, сроку исполнения, видам услуг, исполнителем которого является участник закупки.
Под стоимостью услуг сопоставимого характера понимается стоимость оказанных услуг в рамках представленного контракта (договора), подтвержденных актами приемки оказанных услуг, в размере не менее 55% от начальной (максимальной) цены контракта.
Под сроком исполнения сопоставимого характера понимается срок оказания услуг в рамках представленного контракта (договора) - не менее 11 месяцев.
Под видами услуг сопоставимого характера понимается оказание услуг в рамках представленного контракта (договора) по следующим направлениям:
- организация и проведение для субъектов малого и среднего бизнеса бизнес-конференций и/или бизнес-форумов, и/или лекций, и/или мастер-классов, и/или семинаров;
- консалтинговые услуги в сфере маркетинга, бизнес-планирования, менеджмента, HR, продаж, профессиональной эксплуатации персонала, IT- технологий, автоматизации бизнес-процесса средствами CRM-системы;
- разработка и проведение обучающих курсов/программ по вопросам предпринимательской деятельности.
Оценка заявок производится в соответствии с пунктами 10, 11, 27, 28, 29 Правил, установлен порядок определения предельных величин значимости показателей оценки.
В соответствии с пунктом 1.4 раздела 8 конкурсной документации "Технической задание. Описание объекта закупки" целью оказания услуг является достижение цели и реализация в рамках подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар" муниципальной программы муниципального образования город Краснодар "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар" пункта 1.1.9. "Организация деятельности муниципального центра развития предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар".
Пунктом 1.2 указанного Технического задания определены виды оказываемых услуг, в частности:
- организация и предоставление информационно-консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим, физическим лицам, планирующим организацию собственного дела (п.п. 1.2.1);
- автоматизация бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе настройка CRM-системы (п.п. 1.2.3, 1.5.3.2);
- организация и проведение мероприятий (бизнес-тренингов, мастер- классов, семинаров, конференций) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (п.п. 1.2.6); и т.д.
Таким образом, виды услуг, указанные в качестве сопоставимых и применяемых при оценке заявок, в полной мере соответствуют видам услуг, определенных Техническим заданием (раздел 8 конкурсной документации).
Согласно пункту 2.1 раздела 8 конкурсной документации срок оказания услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар составляет 11 месяцев, в связи с чем применение в качестве срока исполнения сопоставимого характера срока оказания услуг в рамках представленного контракта (договора) - не менее 11 месяцев, является обоснованным и не противоречит условиям закупки.
Условие об оценке опыта только по контрактам (договорам), заключенным на основании Закона о контрактной системе и Закона о контрактной системе, позволяет Заказчику осуществить проверку достоверности сведений, представляемых в составе заявок участниками закупок, в том числе с помощью реестра контрактов ЕИС в сфере закупок.
Заказчик считает довод Заявителя, о необходимости установления в качестве единого требования к участникам закупки наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности, несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит именно образовательная деятельность.
Согласно пункту 17) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, пунктом 9) указанного Закона определено, что образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Приложением к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490, определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, составляющих образовательную деятельность.
Таким образом, поскольку виды услуг, оказываемых в рамках муниципального контракта, подлежащего заключению по итогам конкурсной процедуры, не включены в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, составляющих образовательную деятельность, конкурсной документацией требования к участникам данной закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
На участие в электронном конкурсе поданы три заявки, которые согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 28.12.2021 N 37/1-КП допущены к участию конкурсе и признаны участниками такого конкурса.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИТ-Контракт" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119421002298).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 января 2022 г. N 9/2022-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022