Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
< >,
Членов Комиссии:
< >;
< >,
рассмотрев жалобу ООО "ТТ" (ИНН: 7720490009) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГУ - РО ФСС РФ по ЯНАО (ИНН 8901003072) при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2022 году, начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 рублей (извещение N 0290100000821000130) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 7949 от 22.12.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения конкурсной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, конкурсной документацией:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 30.11.2021 20:16 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 22.12.2021 12:00 (МСК+2);
4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 22.12.2021 в 14:00 (МСК+2);
5) дата подачи окончательных предложений 24.12.2021;
6) Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 27.12.2021 в 15:00 (МСК+2);
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. При расчете нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
2. Заказчиком установлены незаконные требования по критерию "Квалификация участников закупки", поскольку для оценки опыта выполнения указанных работ по данному критерию учитываются только государственные и муниципальные контракты и не учитываются иные гражданско-правовые договоры. Незаконные требования Заказчика в части оценки заявок участника открытого конкурса ограничивают право Общества на участие в конкурсе и справедливую оценку нематериальных показателей, что является ограничением конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет, что одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
1. Из жалобы Заявителя следует, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям".
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев довод жалобы и возражения заказчика, приходит к выводу, что установленные заказчиком требования не противоречат действующему законодательству о контрактной системе. Участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут соответствовать по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
2. При рассмотрении второго довода жалобы Комиссия установила, что нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" имеет два показателя оценки заявок на участие в конкурсе.
Такими показателями являются "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема".
Первый показатель оценивает наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 13 штук.
Второй показатель оценивает наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. Объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 2 000 000,00 (двух миллионов) рублей 00 копеек.
При этом сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями исполненных государственных и муниципальных контрактов в полном объеме (включая приложения, с актами выполненных работ/оказанных услуг, актами сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями исполненных контрактов (договоров) в полном объеме (включая приложения, с актами выполненных работ /оказанных услуг, актами сдачи-приемки), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, сведения о которых опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Установление данных требований связано с тем, что Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок. То есть, Заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у каждого из участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки, а также создает равные условия для добросовестной конкуренции, при этом исключая возможность злоупотреблений со стороны участников закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что доступ к сведениям о контрактах (договорах), которые опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, осуществляется круглосуточно. В силу правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", по указанным контрактам заказчиками публикуются полные сведения о заключении, изменениях, исполнении контрактов, о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, информация о признании судом контракта недействительным и др.
Это позволяет Заказчику в сжатые сроки, которые установлены Законом о контрактной системе для рассмотрения и оценки заявок участников, подтвердить предоставленные участниками сведения о наличии опыта.
Из конкурсной документации следует, что не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе и опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении Исполнителя. В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок.
Таким образом, Заказчиком в качестве критерия оценки заявок установлено наличие у участника закупки опыта по выполнению работ по изготовлению протезов верхних конечностей как по государственным и муниципальным контрактам, так и контрактам (договорам), заключенными с субъектами, указанными в статье 1, статье 3.1 Закона N 223-ФЗ, которые в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 4) являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота.
Комиссия отмечает, что требуемое подтверждение наличия опыта по указанным показателям не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Федерального закона и Правил не регламентированы, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 04.08.2016 г. N Д28и-2007.
Комиссия считает, что установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных, муниципальных контрактов, иных контрактов (договоров) не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Кроме того, квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ для государственных или муниципальных нужд, позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что с учетом социальной значимости объекта закупки, исходя из определенных в ней целей, потребностей заказчика, требование о подтверждении наличия опыта участника копиями как по государственным и муниципальным контрактам (с актами выполненных работ), так и по иным контрактам (договорам) не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и не противоречит положениям пунктов 10, 27 Правил. Указанный критерий оценки не создает преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, направлен на выбор победителя закупки, соответствующего потребности заказчика.
Помимо изложенного, нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Участники закупки, не набравшие максимальное количество баллов по нестоимостному критерию, имеют возможность набрать большее количество баллов по стоимостному критерию и стать победителем закупки.
Кроме того, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов (Аналогичная позиция изложена в Постановлении Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08 апреля 2021 года N 17АП-2790/2021-АК).
Рассмотрев перечень решений, указанных в жалобе в качестве положительной практики антимонопольной службы, Комиссия отмечает, что в настоящее время известно об иных решениях о признании аналогичных жалоб Группы компаний "Интра" необоснованными.
Комиссия обратила внимание, что в соответствии с протоколом подведения итогов "Выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2022 году" (N извещения 0290100000821000130) в открытом конкурсе принимало участие ООО "ТТ" (номер заявки 37). Участник закупки предоставил гражданско-правовой договор для подтверждения опыта, и занял второе место. Таким образом представленный гражданско-правовой договор был рассмотрен конкурсной комиссией.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения конкурсной документации при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТТ" (ИНН: 7720490009) на действия Заказчика - ГУ - РО ФСС РФ по ЯНАО (ИНН 8901003072) при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей для обеспечения инвалидов (в том числе - детей-инвалидов) в 2022 году, начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 рублей (извещение N 0290100000821000130), необоснованной.
Председатель Комиссии: < >
Члены Комиссии: < >
< >
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 декабря 2021 г. N 089/06/32-778/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2022