Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Гермес" (ИНН: 8617034318) на действия Единой комиссии (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом конкурса с ограниченным участием в электронной форме на "Поставка продуктов питания", начальная (максимальная) цена контракта - 3 918 212,07 рублей (извещение N 0190200000321012255), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 8057 от 27.12.2021) на действия Единой комиссии.
Заявитель считает, что действия Единой комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Конкурса, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Конкурсе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 17.11.2021 09:53;
3) дата и время окончания подачи заявок - 15.12.2021 08:00;
4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 16.12.2021 09:00;
5) дата подачи окончательных предложений - 20.12.2021;
6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 21.12.2021 09:00;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно признала победителем участника ООО "ЛАБАЗ" по причине предоставления недостоверной информации. Так как товары такие как апельсины, бананы, лимоны, киви не производится на территории Российской Федерации, однако победитель ООО "ЛАБАЗ" задекларировал товары Российского производства.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 9.1 Информационной карты документации о закупке установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно предоставляются преимущества в отношении цены контракта в размере 15 % в отношении товаров, указанных в приложении N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпунктом 1.2 Приказа N 126н установлено, что при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
Как следует из аукционной документации, коды позиций ОКПД объекта закупки входит в приложение N 1 к приказу N 126н.
Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 1.6 Приказа N 126-н является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка продуктов питания.
В соответствии с частью 4 статьи 56.Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме определен статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.7 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Из Протокола подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 22.12.2021 NППИ1 следует, что Единая комиссия приняла решение о соответствии всех заявок участников.
Изучив заявки Комиссия установила, что участниками электронного аукциона предложен товар, соответствующий требованиям заказчика, одним из участников закупки (ООО "Лабаз") в своей заявке предложен товар страной происхождения которого по всем позициям, задекларирована Российская Федерация, при этом, Заявителем предложен в составе заявки Товар иностранного происхождения.
Так как указание страны происхождения товара в соответствии с Приказом 126н носит декларативный характер, у Единой комиссии отсутствует обязательство и механизм по установлению достоверности сведений, представленных участниками закупки.
Комиссия, изучив документацию, доводы жалобы Заявителя, заявки участников Закупки, письменные возражения Уполномоченного органа, Заказчика приходит к выводу, что применение Заказчиком в данной Закупке преференции, предусмотренной приказом N 126н и снижение цены контракта на 15% при определении победителя, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в ответ на запрос Управления о предоставлении документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке продуктов питания ООО "Лабаз" документарно не подтвердило происхождение таких товаров как апельсины, бананы, лимоны, киви в Российской Федерации.
Согласно сведений из открытых источников в сети Интернет рынок поставки в том числе бананов на территорию Российской Федерации осуществляется из Республики Эквадор, Индии, Китая, Филиппин. Таким образом существуют основания полагать, что ООО "Лабаз" мог представить недостоверную информацию о стране происхождении товаров по спорным позициям.
Таким образом в соответствии с п. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Кроме того согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе при приемке товара (исполнения контракта) Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если будет установлено, что поставляемый товар не соответствуют установленным документацией о закупке требованиям к поставляемому товару или представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гермес" (ИНН: 8617034318) на действия Единой комиссии (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом конкурса с ограниченным участием в электронной форме на "Поставка продуктов питания", начальная (максимальная) цена контракта - 3 918 212,07 рублей (извещение N 0190200000321012255), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 января 2022 г. N 089/06/69-794/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2022