Резолютивная часть решения оглашена "10" января 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "11" января 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>- |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<_>. - |
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
рассмотрев дело N 042/06/23-2208/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МКУ города Киселевска "Управление по благоустройству" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0339300034121000022 "Выполнение работ по текущему содержанию уличного наружного освещения и светофорных объектов на территории Киселевского городского округа на 2022 год", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.12.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "АЛТАЙВЕКТОР" (вх. N 8785э от 27.12.2021) на действия заказчика - МКУ города Киселевска "Управление по благоустройству" при проведении электронного аукциона N 0339300034121000022 "Выполнение работ по текущему содержанию уличного наружного освещения и светофорных объектов на территории Киселевского городского округа на 2022 год".
По мнению заявителя, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
19.12.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МКУ города Киселевска "Управление по благоустройству" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0339300034121000022 "Выполнение работ по текущему содержанию уличного наружного освещения и светофорных объектов на территории Киселевского городского округа на 2022 год" и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта - 12 469 000,00 рублей.
Согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указана дата и время окончания подачи заявок - 27.12.2021 09:00.
В пункте 12 Информационной карты аукционной документации установлено следующее:
12 |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: |
до 08 часов 00 минут (местное время) 27.12.2021 г. |
Поскольку в извещении и информационной карте указаны противоречивые дата и время окончания подачи заявок, заказчиком нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона указан размер обеспечения исполнения контракта - 5%.
Аналогичный размер обеспечения исполнения контракта указан в пункте 18 информационной карты аукционной документации.
Поскольку в извещении и аукционной карте установлен размер обеспечения исполнения контракта, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 8 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
В пункте 1 части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В пункте 11.2 проекта контракта указано следующее: поставщик обязан:
а) открыть лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами в соответствии с Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных постановлением от 15.12.2020 N 2106 (далее - Правила казначейского сопровождения).
б) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по настоящему Контракту и иному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и договору (контракту), распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения контракта (договора) либо срокам использования авансового платежа по нему в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
в) предоставлять в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные порядком санкционирования целевых средств.
г) указывать в платежных и расчетных документах, а также в документах-основаниях, реестре документов-оснований идентификатор настоящего Контракта.
д) предоставлять следующую информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет 600 000 рублей и более: - наименование (полное и сокращенное); - местонахождение; - ИНН; - КПП; - контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты). Указанные соисполнители, субподрядчики обязаны открыть лицевые счета для учета операций не участников бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами в соответствии с Правилами казначейского сопровождения.
В пункте 2.4 проекта контракта указано следующее: "Форма оплаты - безналичный расчет. Оплата осуществляется ежемесячно по факту выполнения работ, при условии отсутствия претензий к качеству выполненных работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, на основании Актов о приемке выполненных работ и/или актами о приемке выполненных работ, в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня его подписания. Авансовый платёж не предусмотрен. По соглашению сторон возможно изменение объема выполненных работ, сроков исполнения контракта, выполнения работ в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ ранее утвержденных ассигнований".
Поскольку в пункте 11.2 проекта контракта регламентирован порядок открытия счета для проведения расчетов по контракту, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В пункте 28 Информационной карты аукционной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
28 |
Дополнительные требования к участникам закупки, перечень документов, представляемых в составе заявки в соответствии с постановлениями Правительства об установлении запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: |
Установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 2 Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 N 99 (пункт 2(3) Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99): наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. |
Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) выполнение работ по текущему содержанию уличного наружного освещения и светофорных объектов относится к содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту "к" пункта 4 части 6 раздела IV Приказа N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
к) поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что работы, требуемые к выполнению согласно техническому заданию относятся к работам по
содержанию автомобильных работ (очистка линий уличного наружного освещения, замена перегоревших ламп, светильников, замена вышедших из строя электрического кабеля, проводов), следовательно, заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 (3) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлены запреты на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В пункте 3 Технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару светильник уличного освещения:
3 |
Светильник уличного освещения, 1 светильник |
360 |
Тип светильника должен быть консольный, уличный, широко направленного света. Конструкция светильника должна состоять из несущего элемента, оптической части, аппаратной части. Несущий элемент светильника должен быть в виде корпуса; основания. Элементами оптической части должны быть отражатель, защитное стекло (рассеиватель), ламповый патрон. Крепление рассеивателя должно быть наружное (снаружи несущего элемента светильника); наружное (на отражателе); внутреннее (внутри несущего элемента светильника). Крепление светильника на консоль (кронштейн) должно быть наружное (снаружи несущего элемента светильника); внутреннее (внутри несущего элемента светильника). Доступ к аппаратной части должен быть снизу; сверху. Материалом корпуса светильника должен быть металл; пластик. Доступ к оптической части должен быть снизу; сверху. Материалом отражателя должен быть алюминий. Материалом несущего основания светильника должен быть металл. Элементами наружного крепления защитного стекла должны быть пружинные защелки и шарнир. Материалом наружного крепления светильника к консоли должна быть нержавеющая сталь. Материалом крышки несущего основания должен быть пластик; металл. Степень защиты корпусом аппаратной части светильника от доступа к опасным частям: [защищено от доступа к опасным частям инструментом]; [защищено от доступа к опасным частям пальцем]; [защищено от доступа к опасным частям проволокой]. Степень защиты корпусом аппаратной части светильника от воды: [защищено от водяных струй]; [защищено от воды, падающей в виде дождя]; [защищено от сплошного обрызгивания]. Габаритная ширина светильника должна быть не более 340 мм. Габаритная длина светильника должна быть более 640 мм. Габаритная высота светильника должна быть не более 340 мм. Количество пружинных защелок для крепления рассеивателя должно быть от 1 шт. Резьба крепежных болтов для фиксации кронштейна внутри несущего элемента светильника должна быть М8. Рабочая поверхность (отражающая) алюминиевого отражателя должна быть анодированная, зеркальная. Материалом покрытия несущего основания должна быть порошковая полимерная краска. Мощность пускорегулирующего аппарата и лампы для светильника должна быть 125 Вт. Лампа для светильника должна быть газоразрядная дуговая высокого давления. Тип лампового патрона светильника должен быть Е27. Степень защиты рассеивателем оптической части от внешних твердых предметов: пыленепроницаемо; пылезащищено. Степень защиты рассеивателем оптической части от воды: [защищено от сплошного обрызгивания]; [защищено от водяных струй]. Наличие крышки корпуса допускается. |
Код ОКПД 2 - 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки" включен в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ N 616.
Поскольку заказчиком не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N 616, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно части 12 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
Необходимо отметить, что с учетом требований части 12 Постановления Правительства РФ N 616 не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.
Согласно требованиям части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Поскольку товар, поставляемый при выполнении закупаемой работы, образует объект закупки, а также учитывая, что иного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 145 не определено, заказчик использует каталог для применения информации о таком товаре и, соответственно, для описания объекта закупки (письмо Минфина России от 25.11.2021 N 24-03-07/95653).
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что заказчик при описании характеристик для поставляемого товара "Стойка", "Опора освещения" не использовал характеристики, установленные в КТРУ, что является нарушением требований частей 5, 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛТАЙВЕКТОР" на действия заказчика - МКУ города Киселевска "Управление по благоустройству" при проведении электронного аукциона N 0339300034121000022 "Выполнение работ по текущему содержанию уличного наружного освещения и светофорных объектов на территории Киселевского городского округа на 2022 год" частично обоснованной (в части нарушения требований частей 5, 6 статьи 23, части 3 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика - МКУ города Киселевска "Управление по благоустройству" нарушившим требование частей 5, 6 статьи 23, части 3 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/23-2208/2021 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии<_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 11 января 2022 г. N 042/06/23-2208/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - аукционная документация - промышленные товары - обеспечение исполнения контракта - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022