Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) _ по доверенности N32 от 21.10.2021 г.,
от АО "ЮТэйр" (далее также - заявитель) _ по доверенности NДЮТ-167/21 от 28.12.2021 г.,
в отсутствии представителя заказчика: ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее также - заказчик) извещенного надлежащим образом о месте и времени проведения заседания,
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу АО "ЮТэйр" на действия Заказчика - ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области" (реестровый номер закупки 0167200003421008556),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного учреждения.
В связи с обеспечением участия представителей заказчика в заседании Комиссии был объявлен перерыв.
Согласно жалобе заказчик при проведении закупки допустил нарушение Закона о контрактной системе и ФЗ N135 "О защите конкуренции", приводит следующие доводы:
Довод 1. В 8 разделе 1 главы Информационной карты в Документации о проведении электронного аукциона Заказчиком установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ. Указанный перечень включает документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
- для гражданской авиации - копия действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы;
-для государственной авиации - копия разрешения на выполнение авиационных работ.
Сертификат эксплуатанта - это документ, подтверждающий соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих авиационные работы, требованиям федеральных авиационных правил (ФАП).
По мнению заявителя, выдача участнику разрешения на выполнения авиационных работ не предполагает необходимости соответствия требованиям федеральных авиационных правил. Таким образом, установив требование о соответствие федеральным авиационным правилам только к гражданской авиации, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Более того, отсутствие обязательного условия по соблюдению авиационных правил для государственной авиации, предоставляет такому участнику возможность отказаться от части услуг, которые для эксплуатанта являются обязательными и за счет таких действий в должной мере не обеспечивать безопасность полетов и снизить себестоимость услуг, что указывает на заведомо неравные условия между участниками гражданской и государственной авиации.
Таким образом, организатор аукциона при осуществлении закупки определил неравнозначные документы, подтверждающие соответствие требованиям участников закупки, вследствие чего создал неравные условия между участниками закупки.
Довод 2 По мнению заявителя возможность выполнение авиационных работ воздушными судами государственной авиации противоречит требованиям по организации таких работ. Авиационные работы с целью обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов подлежат выполнению авиакомпаниями гражданской авиации, имеющими сертификат эксплуатанта, а не воздушными судами государственной авиации.
Довод 3 По мнению заявителя начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определена не верно, с существенным нарушением требований, установленных Законом о контрактной системе.
Дополнительные доводы заявителя, поступившие в антимонопольный орган 29.12.2021 г., Комиссия оставляет без рассмотрения в связи с тем, что они заявлены в нарушение п.3 ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Присутствовавший в заседании представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, указал, что возможность предоставления копии сертификата эксплуатанта или копии разрешения на выполнение авиационных работ не ограничивает конкуренцию, а наоборот расширяет круг участников торгов, при этом запрет на выполнение авиационных работ воздушными судами государственной авиации в законодательством РФ не установлен.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Довод 1 заявителя Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует из материалов дела, 16.12.2021 г. уполномоченным органом Управления государственных закупок Тюменской области в единой информационной системе размещено извещение и документация о проведении спорного аукциона с реестровым номером закупки 0167200003421008556 в интересах заказчика - ГБУ ТО "Тюменская авиабаза".
Объектом закупки является оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее - ВК РФ) авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно части 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: 1) авиационное патрулирование; 2) тушение лесных пожаров; 3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Пунктами 334, 335 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" установлено, что к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.
Организация и выполнение полетов по различным видам авиационно-спасательных и специальных авиационных работ осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, РЛЭ воздушных судов, другими служебными документами.
Поскольку законодательством Российской Федерации императивно установлено, что порядок использования государственной авиации в коммерческих целях устанавливается Правительством Российской Федерации, отсутствуют основания для ограничения использования государственной авиации для выполнения авиационных работ.
Таким образом, выполнение лесоавиационных работ может осуществляться как гражданской авиацией, так и государственной авиацией.
Согласно требованиям частей 1, 3 статьи 8 ВК РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ВК РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Следовательно, требования об обязательной сертификации распространяются исключительно на гражданскую авиацию.
Вместе с тем, субъекты государственной авиации выполняют авиационные работы на основании Разрешения уполномоченного органа, в котором указаны типы воздушных судов (далее также ВС), заводской номер ВС, учетно-опознавательный знак ВС, номер Свидетельства летной годности ВС, срок действия Свидетельства летной годности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком правомерно в аукционной документации установлены требования о наличии сертификата (свидетельства) эксплуатанта (для субъектов гражданской авиации) или соответствующего разрешения (для субъектов государственной авиации).
В этой связи, довод 2 заявителя Комиссия также считает необоснованным поскольку вышеприведенными положениями законодательства не установлен запрет на выполнение авиационных работ, составляющие предмет спорной закупки воздушными судами государственной авиации. В свою очередь, заявителем не представлено доказательств того, что при выполнении указанных работ участниками государственной авиации будут нарушены требования, проявляемые к их выполнению.
Довод 3 заявителя не подлежит рассмотрению в данной Комиссии в связи с следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, контроль за порядком определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Тюменского УФАС России. Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает оставить без рассмотрения, в связи с отсутствием у Тюменского УФАС России полномочий по осуществлению контроля за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу АО "ЮТэйр" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ЮТэйр" на действия Заказчика - ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области" (реестровый номер закупки 0167200003421008556) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 декабря 2021 г. N 072/06/44/249/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022