Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Меньшикова Р.А., извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15532 от 23.12.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту электроустановок, сетей уличного освещения, расположенных на территории Тосненского городского поселения Тосненского муниципального района Ленинградской области в 2022 году.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 30.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 850 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыт работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки):
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыт работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Значимость критерия: 40%
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "квалификация участников закупки" определяется по формуле
НЦБi = (НЦБi1 х КЗ1 + НЦБi2 х КЗ2 + НЦБi3 х КЗ3) х ЗКЦБ,
где:
НЦБi1 - количество баллов, присвоенных i- заявке участника закупки в соответствии со шкалой оценки заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема";
НЦБi2 - количество баллов, присвоенных i- заявке участника закупки в соответствии со шкалой оценки заявок по показателю "квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участник закупки оборудованием и другими материальными ресурсами";
НЦБi3 - количество баллов, присвоенных i- заявке участника закупки в соответствии со шкалой оценки заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг";
КЗ1 - коэффициент значимости показателя "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", КЗ1 = 0,6;
КЗ2 - коэффициент значимости показателя "квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участник закупки оборудованием и другими материальными ресурсами", КЗ1 = 0,2;
КЗ3 - коэффициент значимости показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" , КЗ1 = 0,2;
ЗКЦБ - коэффициент значимости критерия оценки "квалификация участников закупки", ЗКЦБ = 0,4.
4.3.1. Шкала оценки заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
Оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Под успешным выполнением работ (оказанием услуг) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 5 (пять) лет до момента подачи заявки на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены). При этом стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 5% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс).
Шкала оценки
N п/п |
Значение показателя "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", предложенное участником закупки |
Количество баллов |
1 |
0 контрактов |
0 |
2 |
1 - 3 контракта |
10 |
3 |
4 - 6 контракта |
25 |
4 |
7 - 9 контрактов |
50 |
5 |
10 и более контрактов |
100 |
Подтверждается предоставлением:
- сведений об успешно исполненных участником конкурса контрактах (договорах) в табличной форме (см. Рекомендуемую форму "Таблица 1 "Сведения об исполненных участником конкурса контрактах (договорах)") с обязательным указанием номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Таблица 1
Сведения об исполненных участником конкурса контрактах (договорах)
N п/п |
Реестровые номера контрактов (договоров) из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ), успешно исполненных (завершенных) |
Цена исполнения контрактов (договоров) из реестра контрактов по 44-ФЗ (223-ФЗ), согласно информации, указанной в разделе "Исполнение (расторжение) контракта" или согласно акту оказанных услуг/выполненных работ, руб. |
Номер пункта контракта (договора) или описания объекта закупки (технического задания), который указывает на сопоставимость работ по характеру |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
При оценке по показателю не будут учитываться контракты (договоры):
- с выявленными нарушениями их исполнения (по которым имеются замечания или претензии со стороны заказчиков в виде начисленных пеней и штрафов);
- являющиеся несопоставимыми по характеру и объему;
- по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС либо по указанным участником конкурса номерам реестровых записей не представляется возможным идентифицировать контракт (договор) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Принимаются к оценке только те контракты, сведения о которых представлены участником в табличной форме.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по данному показателю, не является основанием для отклонения заявки (предложения) участника.
4.3.2. Шкала оценки заявок по показателю "квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участник закупки оборудованием и другими материальными ресурсами":
Оценивается наличие у участника закупки спецтехники, принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании. Перечень спецтехники, необходимый для выполнения работ:
- автоподъемник с высотой подъема не менее 12 метров;
- бурильно-крановая машина для установки опор ЛЭП (типа БКМ).
Шкала оценки
N п/п |
Значение показателя "квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участник закупки оборудованием и другими материальными ресурсами", предложенное участником закупки |
Количество баллов |
1 |
0 ед. спецтехники |
0 |
2 |
1 ед. спецтехники |
25 |
3 |
2 ед. спецтехники |
50 |
4 |
3 ед. спецтехники и более |
100 |
Подтверждается предоставлением:
Заполненной табличной формы (см. Рекомендуемую форму "Таблица 2 "Наличие спецтехники, предлагаемой для выполнения работ") с обязательным приложением скана свидетельства о регистрации указанных в таблице транспортных средств, зарегистрированного на участника закупки, или договор аренды с указанием перечня арендованной спецтехники и приложенными свидетельствами о регистрации транспортного средства, зарегистрированного на арендодателя.
Таблица 2
Наличие спецтехники, предлагаемой для выполнения работ
N п/п |
Наименование (тип ТС) |
Марка, модель ТС |
Номер свидетельства о регистрации ТС |
Примечание |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по данному показателю, не является основанием для отклонения заявки (предложения) участника.
4.3.3. Шкала оценки заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг":
Оценивается наличие у участника закупки квалифицированных сотрудников, предлагаемых для выполнения работ, имеющих не ниже III (третьей) группы по электробезопасности до 1000 В присвоенной не позднее 1 года до момента подачи заявки на участие в конкурсе.
Шкала оценки
N п/п |
Значение показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", предложенное участником закупки |
Количество баллов |
1 |
0 сотрудников |
0 |
2 |
2 сотрудника |
50 |
3 |
3 сотрудника и более |
100 |
Подтверждается предоставлением:
Заполненной табличной формы (см. Рекомендуемую форму "Таблица 3 "Квалификация трудовых ресурсов") с обязательным приложением на каждого вписанного в таблицу сотрудника копии протокола проверки знаний норм и правил работ в электроустановках, выданный в Ростехнадзоре, или копию выписки из журнала проверки знаний с приложением копии протокола проверки знаний норм и правил работ в электроустановках приемной комиссии.
Таблица 3
Квалификация трудовых ресурсов
N п/п |
ФИО сотрудника |
Должность сотрудника |
Группа по ЭБ |
Дата проверки знаний |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по данному показателю, не является основанием для отклонения заявки (предложения) участника.
4.4. Расчет итогового рейтинга.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга (ИРi) по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки по формуле:
ИРi = ЦБi + НЦБi
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера производится в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которого присвоен первый номер".
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия установила, что в соответствии с порядком оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Под успешным выполнением работ (оказанием услуг) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 5 (пять) лет до момента подачи заявки на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены). При этом стоимость каждого исполненного без неустоек (штрафов, пеней) государственного (муниципального) контракта (договора) должна составлять не менее 5% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс)
При этом, пунктом 27 Правил установлен исчерпывающий перечень показателей нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссия также приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие "Штрафных санкций, пеней" не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что установление требования о том, что под успешным выполнением работ (оказанием услуг) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника также не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 декабря 2021 г. N 047/06/54.3-2867/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022