Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей по доверенностям:
от Заказчика
от Уполномоченного органа -
от Заявителя -
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15583 от 24.12.2021) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку термометров и индикаторов для стерилизации изделий медицинского назначения на 2022-2023 год.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 983 573,95 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, описание объекта закупки составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются также требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Частью 3 той же статьи предусмотрено: первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 данной статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из пояснений Заказчика по доводу жалобы N 1 следует, что объектом совместной закупки является поставка термометров и индикаторов для стерилизации изделий медицинского назначения на 2022-2023 год.
Требования к изделиям, закупаемым заказчиками, законодательно установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" и являются обязательными на всей территории Российской Федерации.
Нормирование процесса соблюдения температурного режима холодовой цепи в национальной системе стандартизации, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, т.е. разработки, утверждения и введения в действие санитарных правил (ст. ст. 37 - 39 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, санитарные правила СанПин 3.3686-21 (в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) являются обязательным для соблюдения стандартом, в том числе, при осуществлении государственной функции, возложенной на Заказчика. Отступление, несоблюдение или вольное толкование указанных норм медицинскими учреждениями не допустимы.
В вышеуказанных правилах нет конкретного указания на температурный диапазон для средств, однако указано следующее:
4311. Все средства температурного контроля должны иметь возможность фиксировать низкие (до -25 °С и ниже) отрицательные температуры.
Рабочий диапазон измерения температуры, указанный заказчиком, не противоречит нормам, установленным в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500), в котором указано:
Требования к товару установлены с учетом потребностей заказчика для выполнения возложенной на него государственной функции. Также Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о контрактной системе, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, технические и функциональные характеристики, которых отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций. Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Иными словами, из статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчику дано право включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинских учреждений.
Заказчику не известно, товар какой марки или производителя ему будет поставлен. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объёме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и Закона о контрактной системе. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в круг обязанностей Заказчика.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. При этом закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. В технических характеристиках указаны лишь общепринятые требования к рассматриваемому товару с указанием на максимальные и минимальные значения с учетом специфики работы Заказчика.
Таким образом, в обжалуемых Заявителем действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии подтверждения обоснованности доводов Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Заказчиком также даны пояснения по доводу N 2 жалобы, из которых следует, что требование Заказчика о необходимости наличия индикации на жидкокристаллическом дисплее обусловлено требованиями в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500), в котором указано:
4347. Термоиндикатор должен иметь возможность визуальной индикации/сигнализации о нарушении температурного режима.
4349. Контроль показаний термоиндикатора должен быть визуальным, простым, однозначным и не требующим дополнительных манипуляций с прибором.
Иными словами, требования, установленные к средствам контроля для выявления нарушений температурного режима, не подразумевают использование ПК и/или смартфона.
4327. Автономные термометры не требуют использования дополнительного оборудования при эксплуатации. Автономные термометры должны иметь средства визуального отображения информации (дисплеи).
Относительно термометров Заказчик обращал внимание Комиссии на тот факт, что термометры предназначены для отображения текущей температуры, что невозможно выполнить с помощью светоиндикаторов.
Согласно статье 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационпой и высокотехнологичной продукции.
Наличие на рынке продукции, которая имеет качественно более высокие потребительские характеристики, является достаточным основанием, чтобы указывать в техническом задании такие характеристики.
Таким образом, согласно действующим стандартам Российской Федерации, учитывая политику государства, направленную на оптимизацию расходования бюджетных средств, документацией предусмотрена возможность предложить к поставке термоиндикаторы и термометры с жидкокристаллическим дисплеем.
Исходя из указанного выше, в обжалуемых Заявителем действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии подтверждения обоснованности доводов Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
По доводу N 3 жалобы Заказчиком отмечено следующее: характеристики закупаемых приборов указаны в соответствии с действующими санитарными правилами и не имеют привязки к конкретному изготовителю.
Предметом данного электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки.
Заказчик не ищет конкретный товар и конкретных производителей, а указывает характеристики, согласно которым поставщик должен поставить товар и наличие которых будет способствовать оказанию своевременной и безопасной медицинской помощи.
Заказчику неизвестно, товар какой марки или производителя ему будет поставлен. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона. Отслеживание межкорпоративных и технологических связей производителей и поставщиков не входит в круг обязанностей Заказчика.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. При этом закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. В технических характеристиках указаны лишь общепринятые требования к рассматриваемому товару с указанием на максимальные и минимальные значения с учетом специфики работы Заказчика.
Вместе с тем, указание Заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком в Документации об аукционе установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Также, Заявителем к жалобе не приложены доказательства соответствия описанию объекта закупки товаров только одного производителя.
Кроме того, Заявителем на заседании озвучено об исключении доводов N 4,5 из жалобы, рассматриваемой Комиссией. Ввиду следующего указанные доводы Комиссией не рассматривались.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии подтверждения обоснованности доводов Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "НПП КП "Квант" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 декабря 2021 г. N 047/06/64-2874/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022