Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ИНЖ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного Управления записи актов гражданского состояния Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности техническими средствами автоматической пожарной сигнализации в территориальных структурных подразделениях Главного управления ЗАГС Московской области (извещение N 0148200001921000033 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно утвердившим положения Конкурсной документации в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено 12.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 775 360,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.12.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности техническими средствами автоматической пожарной сигнализации в территориальных структурных подразделениях Главного управления ЗАГС Московской области.
В пункте 22 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в закупке, а именно: "1.Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: 1.1.согласие участника открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется".
Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлен перечень и технические характеристики, оборудования применяемых при оказании Услуг, а именно для оборудования в количестве 219 штук.
Кроме того, Техническим заданием Конкурсной документации установлен перечень объектовой передающей аппаратуры подлежащей установке и сопряжению.
Изучив положения Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений Технического задания документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что 19.11.2021, 21.12.2021 и 23.12.2021 Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений Конкурсной документации N1, N2 и N3 в сроки, установленные нормами Закона о контрактной системе и не изменяют суть Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части размещения разъяснений Конкурсной документации не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности доводов жалобы не представил.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением комиссии от 02.12.2021 N 50/06/48171эп/21 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 3 части 6 статьи 54.4, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, а также о необходимости внесения изменений в Конкурсную документацию (далее - Предписание). Срок исполнения Предписания - до 16.12.2021.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Предписание Заказчиком надлежащим образом не исполнено.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего надлежащим образом Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В пункте 22 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе следующие:
"копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно : Наличие действующей лицензии на осуществление охранной деятельности на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и требованиями Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с обязательным пунктом: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с обязательными пунктами: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности техническими средствами автоматической пожарной сигнализации в территориальных структурных подразделениях Главного управления ЗАГС Московской области".
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены виды услуг, которые будут оказываться Исполнителем в рамках исполнения контракта.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о наличии указанной лицензии, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации установлены единое требования к участникам закупки, в том числе: "1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
При этом, на заседании комиссии установлено, что в Конкурсной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что противоречит нормам Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"Наличие у участника закупки опыта выполнения (с учетом правопреемства) по контрактам (договорам) (далее - контракты) заключенных с заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и/или иных гражданско-правовых договоров, сопоставимого характера и объема (в рублях) за последние 5 лет с 01.01.2017 до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
Комиссией будет оцениваться общее количество контрактов/договоров, приложенных участником.
Участнику необходимо оформить наличие опыта, согласно Приложению N1 к Критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме "Опыт Участника по исполнению контрактов сопоставимого характера и объема" (далее - Приложение N1), либо другим удобным способом.
Не принимаются к рассмотрению субподрядные договоры. Расторгнутые Контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными".
Комиссия приходит к выводу, что условие о том, что к рассмотрению не принимаются субподрядные договоры неправомерно, поскольку в соответствии с порядком оценки предусмотрена возможность представлять в качестве подтверждение наличия соответствующего опыта иные гражданско-правовые договоры.
При этом, условие о том, что расторгнутые Контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными, не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку расторжение контракта (договора), представленного участником к оценке, в том числе по соглашению сторон, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИНЖ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 30.12.2021 N 50/06/52859эп/21.
4. Материалы дела от 10.01.2022 N 50/06/53064эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 января 2022 г. N 50/06/53064эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022