Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 11.01.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии в заседании Комиссии:
от уполномоченного органа - Мэрии города Кызыла:
- "_", действующий на основании доверенности от 08.07.2021 года N 01-06-21/2395,
от муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла:
- "_", контрактный управляющий, действующая на основании приказа от 13.09.2021 года N 109-кп,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма"),
рассмотрев жалобу (вх. N 6502 от 24.12.2021 года) ООО "Норма" (620043, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 95, офис 406-IIА) на положения документации электронного аукциона N 0312300017321000178 "Выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта)", и в результате осуществления внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300017321000178 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Норма" заказчиком (уполномоченным органом) документация об электронном аукционе N 0312300017321000178 разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1) График выполнения строительно-монтажных работ не заполнен в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минстроя от 05.06.2018 N 336/пр;
2) Отсутствует проектно-сметная документация в полном объеме;
3) Неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
4) Неправомерно применен пункт 2(1) приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
В ходе рассмотрения жалобы представитель муниципального заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что аукционная документация сформирована в соответствии Законом о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы и поддержал доводы муниципального заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300017321000178 "Выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта)", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.12.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 "Выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта)", начальная (максимальная) цена контракта: 19 140 006,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0312300017321000178 "Выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта)", утверждена распоряжением Мэрии города Кызыла от 17.12.2021 года N 879-р.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 31.12.2013 г. N 1833 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Постановление Мэрии г. Кызыла N 1833) определен порядок взаимодействия муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее соответственно - заказчики, закупки), с мэрией города Кызыла (далее - уполномоченный орган), при осуществлении закупок в соответствии Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту 6 пункта 3 главы 2 Постановления Мэрии г. Кызыла N 1833 уполномоченный орган на основании поданной заказчиками заявки формирует извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых и дополнительных требований к участникам закупки и размещает закупку в единой информационной системе в течение трех рабочих дней.
Согласно подпункту 6 пункта 4 главы 2 Постановления Мэрии г. Кызыла N 1833 заказчики в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок разрабатывают и утверждают описание объекта закупки, критерии оценки и величины их значимости в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проекта контракта (договора), устанавливают требования к участникам закупки, к товару (работе, услуги), принимают решение о предоставлении преимуществ для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов и их размер в отношении предлагаемой ими цены контракта, устанавливают размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона.
Таким образом, установление в документации о закупке единых и дополнительных требований к участникам закупки, разработка проекта контракта является обязательством муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о кратком изложении условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
График выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки) (пункт 1.2. Методики).
Пунктом 1.4 Методики предусмотрено, что проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Согласно пунктам 1.5 и 1.6 Методики график выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок. Под табличной частью в графике выполнения работ и графике оплаты выполненных работ предусматриваются поля для подписания их сторонами контракта.
Разделом 2 Методики установлены требования к составлению заказчиками графика выполнения работ.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК под объектом капитального строительства необходимо понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 1 ГрК реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 14.3 статьи 1 ГрК установлено, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК.
Согласно письму Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ " Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) установлено, что под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 11 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
В силу пункта 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 и пункту 5 раздела I. Информационной карты аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта).
Подробное описание объекта закупки и условий контракта изложено в техническом задании (Приложение N 1 аукционной документации).
Также, в составе документации электронного аукциона N 0312300017321000178 размещены локальные сметные расчеты.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация), устанавливающая состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Из приведенных норм законодательства, а также положений Классификации следует, что содержание автомобильных дорог является самостоятельным видом дорожной деятельности и включает в себя отдельный комплекс работ, поименованных в разделе 4 Классификации.
Изучив документацию электронного аукциона N 0312300017321000178, техническое задание (описание объекта закупки) и локальные сметные расчеты, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что выполнение работ по настоящей закупке относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России установила, что предметом закупки является выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, не связанных со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предмет данной закупки относится к работам по содержанию автомобильных дорог, следовательно, приказ Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр на электронный аукцион N 0312300017321000178 не распространяется.
С учетом изложенного, довод заявителя о ненадлежащем заполнении в аукционной документации графика выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минстроя от 05.06.2018 N 336/пр является необоснованной.
2. Как было указано выше, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
При этом, частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 12.2. статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Следовательно, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, ремонт осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Как было установлено выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта). Также, в составе документации электронного аукциона N 0312300017321000178 имеются локальные сметные расчеты, размещенные в ЕИС в полном объеме.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии проектной документации в составе аукционной документации не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства саморегулируемой организации, то есть обладать специальной правоспособностью.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно частью 3 статьи 55.6 ГрК членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
1) иностранных юридических лиц;
2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.
Исходя из части 3 статьи 55.8 ГрК член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 2.1 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, положениями ГрК и Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о предоставлении документа, подтверждающего членство в СРО.
Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать специальной правоспособностью.
Частью 4 статьи 55.17 ГрК установлено, что саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (часть 5 статьи 55.17 ГрК).
Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
С учетом изложенного в случае если, предметом закупки, проводимой посредством аукциона в электронной форме, является один из перечисленных в ГрК видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) и начальная (максимальная) цена контракта превышает установленный законодателем "барьер" (3 000 000, 00 рублей), то участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и, соответственно, представить в составе второй части заявки выписку из реестра членов такой СРО (данные требования к участнику закупки и содержанию и составу второй части заявки должны быть установлены в аукционной документации).
Как было установлено выше, выполнение работ по электронному аукциону N 0312300017321000178 относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 и пунктам 9 и 16.2 раздела I. Информационной карты аукционной документации установлено требование о необходимости предоставления выписки из реестра членов саморегулируемых организациях, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о том, что у муниципального заказчика отсутствовали основания для установления единых требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 года N 86.
На основании изложенного, в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0312300017321000178 требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 года N 86.
Указанные действия муниципального заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Такие дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
При этом, Постановление Правительства РФ N 99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в зависимости от предмета контракта (объекта закупки).
Так, пункт 2(1) приложения к Постановлению Правительства РФ N 99 предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
Пункт 2(3) приложения к Постановлению Правительства РФ N 99 предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 и пунктом 11 Информационной карты аукционной документации муниципальным заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 2(1) приложения к Постановлению Правительства РФ N 99, а именно:
11. |
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с ч.2, 2.1. ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ |
|
Установлено согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения, расположенных на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка, эксплуатация искусственных дорожных неровностей (ИДН), строительство светофорного объекта).
Как было установлено выше, объектом рассматриваемой закупки являются работы, относящиеся к работам по содержанию автомобильных дорог в соответствии с разделом 4 Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
При таких обстоятельствах, муниципальному заказчику следовало установить в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) приложения к Постановлению Правительства РФ N 99.
Таким образом, муниципальный заказчик, установив в документации об электронном аукционе N 0312300017321000178 требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(1) приложения к Постановлению Правительства РФ N 99, нарушил часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия муниципального заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должна составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017321000178 установлено ограничение, а именно закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 5.13. проекта контракта аукционной документации установлено, что оплата за фактически выполненные Работы производится ежемесячно путем перечисления денежных средств платежным поручением Заказчика на указанный в Контракте расчетный счет Подрядчика, в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами документов, предусмотренных пунктом 6.5. настоящего Контракта.
Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе N 0312300017321000178, муниципальным заказчиком условие о сроке оплаты товара в проекте контракта установлен в срок, выходящий за пределы установленных Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, муниципальным заказчиком - Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушен часть 8 статьи 30, часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300017321000178 условия об оплате выполненной работы (ее результатов).
Указанные действия муниципального заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Норма" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушения:
2.1. пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в документации электронного аукциона N 0312300017321000178 требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 года N 86;
2.2. части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312300017321000178 требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства Мэрии города Кызыла нарушение части 8 статьи 30, части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312300017321000178 условия об оплате выполненной работы (ее результатов).
4. Выдать уполномоченному органу - Мэрии города Кызыла и аукционной комиссии уполномоченного органа, муниципальному заказчику - Департаменту городского хозяйства Мэрии города Кызыла, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 11 января 2022 г. N 017/06/105-313/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2022