Резолютивная часть решения объявлена 10.01.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13.01.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
- Индивидуального предпринимателя "_",
- "_" действующей на основании доверенности от 16.12.2020 года,
от государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва:
- "_" действующая на основании доверенности N 28 от 27.01.2021, которая не допущена к рассмотрению обращения в связи с истечением срока действия доверенности;
рассмотрев обращение (вх. N 6515 от 27.12.2021 года) Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее МВД по Республике Тыва, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Индивидуального предпринимателя "_" (далее ИП "_" предприниматель) (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 32, ИНН: 170100087919, ОГРНИП: 305170102500023, дата регистрации индивидуального предпринимателя 25.01.2005 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003721000017 "Капитальный ремонт ИВС УМВД России по г. Кызылу, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, д. 32, для нужд МВД по Республике Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Согласно письменным (вх. в Тывинском УФАС России N 6175 от 13.12.2021 года, N 6594 от 30.12.2021 года) и устным пояснениям ИП "_" и его представителя "_" а также представленным в материалы дела документам следует, что ИП "_" в рамках исполнения контракта выявлены несоответствия между сметой и фактическим выполнением работ о чем заказчик был поставлен в известность, между заказчиком и предпринимателем в рамках исполнения контракта велась постоянная переписка, работы были выполнены своевременно, замечания выявленные в ходе проверки работ были незамедлительно устранены, к оплате предъявлены работы и товары, предусмотренные сметой, однако фактически выполнен больший объем работ от оплаты которых заказчик отказался. Решение от 23.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.0212 года получено ИП "_" 26.11.2021 года.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-79/2021, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - МВД по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 25.06.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100003721000017 "Капитальный ремонт ИВС УМВД России по г. Кызылу, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, д. 32, для нужд МВД по Республике Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 935 333,60 рубля.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100003721000017 от 05.07.2021 года:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
110106289 |
930 656,93 руб. |
05.07.2021 09:00:33 (по московскому времени) |
понижение |
110101362 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
110104353 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
110104560 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312100003721000017 от 06.07.2021 года победителем электронного аукциона признана заявка участника закупки N 110106289 (ИП "_").
20.07.2021 года между МВД по Республике Тыва и ИП "_" заключен государственный контракт N 52 "Капитальный ремонт ИВС УМВД России по г. Кызылу, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, д. 32, для нужд МВД по Республике Тыва".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.4 государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений лиц участвующих в деле, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года принято 23.11.2021 год и направлено на электронную почту и в адрес ИП "_" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России", а в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" в нарушение части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе размещено 01.12.2021 года (по истечении 3-х дневного срока).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.11.2021 года получено ИП "_" 26.11.2021 года, что подтверждается пояснениями предпринимателя и представителем предпринимателя "_" доказательства обратного со стороны государственного заказчика в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП "_" о принятом Заказчиком решении является 26.11.2021 года. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 07.12.2021 года при отсутствии со стороны ИП "_" действий, направленных на устранение нарушений условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года является ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в соответствии с локально-сметным расчетом.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.2. государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года, подрядчик обязуется по заданию Заказчика в сроки и на условиях Контракта выполнить работы по объекту "Капитальный ремонт ИВС УМВД России по г. Кызылу, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, д. 32", согласно Техническому заданию (приложение N 1) и локально-сметному расчету (приложение N 2) и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года срок выполнения работ: Начало - с даты заключения Контракта, окончание - до 01.09.2021 года.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком ввелась претензионная работа, а именно 24.08.2021 года исх. N 3/4193, 01.09.2021 года исх. N 18/717, 09.09.2021 года исх. N 3/4487, 14.10.2021 года исх. N 3/5000, 23.11 2021 года исх. N 3/5712 МВД по Республике Тыва в адрес ИП "_" направлялись письма о необходимости выполнения обязательств по исполнению контракта в соответствии с пунктом 7 Контракта и об устранении выявленных недостатков при проверке выполненных работ на которые со стороны ИП "_" направлялись ответы о возникших обстоятельствах и в установленные сроки устранялись замечания заказчика, что подтверждается перепиской с заказчиком, платежными документами на приобретенные материалы, а также предпринимателем до обращения заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков в адрес антимонопольного органа (вх. N 6175 от 13.12.2021 года в Тывинское УФАС России) направлялось пояснительное письмо о возникших разногласиях между ИП "_" и заказчиком.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до одностороннего отказа от его исполнения ИП "_" не терял интереса к его исполнению, принимал меры по его исполнению.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что ненадлежащее исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что индивидуальный предприниматель осуществлял свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100003721000017 Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было указано выше, заказчиком - Министерством внутренних дел по Республике Тыва 23.11.2021 год года принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 01.12.2021 года.
Датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе как было указано выше является 07.12.2021 года.
В свою очередь, обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" в адрес Тывинского УФАС России поступило 27.12.2021 года, то есть с нарушением установленного срока на 10 рабочих дней, что является нарушением части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством внутренних дел по Республике Тыва в отношении Индивидуального предпринимателя "_" (667005, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чехова, д. 32, ИНН: 170100087919, ОГРНИП: 305170102500023, дата регистрации индивидуального предпринимателя: 25.01.2005 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 52 от 20.07.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003721000017 "Капитальный ремонт ИВС УМВД России по г. Кызылу, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, д. 32, для нужд МВД по Республике Тыва", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.
3. Передать материалы дела N 017/06/104-79/2021 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 января 2022 г. N 017/06/104-79/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2022