На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 02.07.2021 (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ИТС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Краснозаводский химический завод" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку токарного станка с ЧПУ СА500С10Ф3 или эквивалента в рамках проекта "Реконструкция для создания производства перспективных пиротехнических изделий с использованием безопасных технологий (в целях внедрения технологий NN 1.2.6.15, 1.2.6.16, 1.2.6.17, 1.3.6.2, 1.3.6.3)" АО "Краснозаводский химический завод" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1248000000221000065) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установившего в техническом задании документации об Аукционе условие о возможности поставки товара с характеристикой "Система числового управления", эквивалентной ЧПУ "Fanuc 0i-TF".
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 304 350 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета (финансирование в рамках государственного оборонного заказа);
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.12.2021;
6) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 22.12.2021;
8) к участию в Аукционе допущен единственный участник закупки;
9) победителем Аукциона признано ОАО "Саста" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 10 304 350 рублей;
10) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 11.01.2022 N 52-01-21/84 по цене в размере 10 304 350 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено в техническом задании документации об Аукционе условие о возможности поставки товара с характеристикой "Система числового управления", эквивалентной ЧПУ "Fanuc 0i-TF".
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка токарного станка с ЧПУ СА500С10Ф3 или эквивалента.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 10 подраздела 4.4 технического задания об Аукционе в отношении системы числового управления установлено требование "Требуемая система ЧПУ - Fanuc 0i-TF".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное условие установлено исходя из потребности Заказчика, поскольку согласно пункту 26 подраздела 4.1 раздела 4 технического задания документации об Аукционе требуемый к поставке товар должен иметь "Класс ШВП не хуже С3", что обеспечивается посредством наличия в товаре системы ЧПУ - Fanuc 0i-TF.
Вместе с тем представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено сведений о правомерности указания в техническом задании документации об Аукционе товара с конкретным товарным знаком в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно о необходимости совместимости закупаемого токарного танка с имеющимся у Заказчика оборудованием.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 в редакции от 31.08.2021 (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению документации об Аукционе объектом закупки является поставка Товара с кодом ОКПД2 28.41.21.120 "Станки токарные металлорежущие с числовым программным управлением".
При этом в ЕИС размещены следующие позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) "Станок токарный металлообрабатывающий (коды позиций Каталога 28.41.21.000-00000001, 28.41.21.000-00000002, 28.41.21.000-00000003, 28.41.21.000-00000004) с датой обязательного применения 02.11.2020.
Указанные позиции Каталога содержат ряд обязательных и необязательных к применению заказчиками характеристик.
При этом техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе следующие характеристики товара:
- "Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемый над станиной", "Наибольший диаметр заготовки, обрабатываемый над суппортом";
- "Диаметр отверстия в шпинделе под пруток";
- "Диаметр 3-х кулачкового ручного патрона";
- "Точность позиционирования головки";
- "Момент привода оси Х";
- "Мощность привода оси Х".
Вместе с тем документация об Аукционе не содержит обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Каталогом.
При этом техническое задание документации об Аукционе не содержит такие обязательные для применения характеристики как "Степень специализации", "Тип конструкции" и иные.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пунктам 4, 6 Правил и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что пунктом 20.2 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Отсутствие в предусмотренном Законом 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в редакции, не действующей на дату размещения извещения о проведении Аукциона, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1.1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 11.01.2022 по делу N П-4/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2022 г. N П-4/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022