Резолютивная часть решения оглашена 14.01.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 17.01.2022.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), приказа Липецкого УФАС России от 12.01.2022 N2, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения государственным областным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Липецкий торгово-технологический техникум" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки на услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников в 2022 году (реестровый номер 0346200018421000010) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 11.01.2022, окончена 14.01.2022.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России 11.01.2022 от заказчика - государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Липецкий торгово-технологический техникум" (далее - заказчик) поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 167 130,04 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Исходя из части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, в том числе, указываются:
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Так, в силу пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 30.12.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.01.2022.
Пункт 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации) регламентирует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с аукционной документацией заказчика, разделы 17, 18 содержат следующую информацию:
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 10.01.2022;
- дата проведения электронного аукциона - 11.01.2022.
Таким образом, указанные в извещении о проведении электронного аукциона сведения противоречат аукционной документации, что является нарушением ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
А в соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
При этом, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 в Правила внесены изменения.
Согласно данным изменениям, при определении размеров штрафов в соответствии с указанными выше Правилами не используются слова "в виде фиксированной суммы, определяемой_".
Однако в разделе 6 проекта контракта, приложенного к аукционной документации указано, что "размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:_".
Исходя из изложенного, заказчиком не применены требования к штрафам, установленные Правилами, что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
Согласно п. 4 Правил, За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Однако, в п. 6.2.2.2. проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы _______________________, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)..
Таким образом, заказчиком не применены требования к штрафам, установленные п 4 Правил, что нарушает ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила):
- общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;
- общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В п. 6.2.3 и 6.3.3 проект контракта заказчиком установлены соответственно следующие условия:
- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.
- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, не может превышать цену настоящего контракта.
В связи с изложенным, приведенные положения Правил в должном виде не содержатся в проекте контракта, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
Согласно ч.30 ст.34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Как установлено, п.20 аукционной документации устанавливает требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
Следовательно, обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч.30 ст.34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации) должно быть включено в проект контракта.
Однако, проанализировав проект контракта, установлено, что он, в нарушение ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), не содержит вышеуказанное обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч.30 ст.34 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
В силу требований ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 данной нормы (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации) исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Установлено, что в документации об электронном аукционе заказчиком установлены указанные требования к банковской гарантии.
Вместе с тем, в п. 20 проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
При таких обстоятельствах, поскольку проект контракта не содержит надлежащего требования к сроку действия банковской гарантии, установленному ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации), то заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 64 указанного закона (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации).
Установленное нарушение ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные нарушения ч.4 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. При проведении проверки в действиях государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Липецкий торгово-технологический техникум" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на услуги по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников в 2022 году (реестровый номер 0346200018421000010) установлены нарушения ч.5 ст.63, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14 января 2022 г. N 048/06/99-44/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022