Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
Администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на рассмотрение не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
Представитель ИП Дзигун А.Е. на рассмотрение не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Дзигун А.Е. на действия единой комиссии Администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству Скейт-парка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Покровская (поставка спортивного оборудования) (номер извещения N 0153300003921000008),
УСТАНОВИЛА:
10.01.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Дзигун А.Е. (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству Скейт-парка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Покровская (поставка спортивного оборудования) (номер извещения N 0153300003921000008) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, Заявитель считает отказ в допуске к участию в аукционе по итогам рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок (заявка Заявителя N 235) неправомерным, по следующим основаниям. В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 66, ч. 3 ст. 67, ч. 4 ст. 67, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В заявке Заявителя N 235 были указаны конкретные значения показателей в соответствии с Инструкцией без использования слов: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность".
Также Заявитель указал, что Инструкция по заполнению заявки не определяет однозначный порядок заполнения заявки при использовании словесной конструкции "не менее_но не более_". Например, при заполнении конкретных значений показателей в соответствии с п. 1.1.3 при исключении слов "не менее" "не более" останется конкретное значение "1450 мм, но 1550 мм", что не является конкретным значением для показателя "Высота" по позиции N 1 "МОДУЛЬ 1-1 шт. Пайп (Half-pipe 1,5 m). Данное неоднозначное положение Инструкции применимо ко всем техническим характеристикам товара, определяющих габаритные размеры модулей. Таким образом, данный показатель был оставлен без изменений, так как положения Инструкции не раскрывают порядок заполнения при использовании словесной конструкции "не менее_но не более_", а указание конкретного значения как "1450 мм, но 1550 мм", не является конкретным значением и не имеет возможности реального воспроизведения данного элемента в жизни.
Положения Инструкции противоречат друг другу, поскольку в ней указан исчерпывающий перечень словесных формулировок, которые необходимо исключить при предоставлении конкретных показателей, п.п. 1.2.2, 1.2.2. Технического задания подчиняется одновременно двум положениям инструкции одновременно. Важно отметить, что в Инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует порядок заполнения первой части заявки при наличии в характеристиках модулей слова "должна_". Таким образом, Заявитель делает вывод об отсутствии объективных причин для установления такого порядка заполнения заявки на участие в аукционе, а также полагает, что положения Инструкции привели к возникновению у участников закупки ошибок технического характера.
Согласно письменным объяснениям, Заказчик жалобу просил признать необоснованной, указав следующее. Заявка на участие в аукционе с идентификационным номером N 235 признана несоответствующей по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. В заявке N 235 в описании характеристик Товаров содержит слова "должен", "должна быть", "не менее", "не более", что не является их конкретными показателями.
Заявка N 235 в описании размера фигур по каждому модулю из Технического задания содержит диапазонные значения, которые согласно инструкции требовалось конкретизировать, а именно в случае применения заказчиком в технического задания слов: "не менее", "не ниже", участником предоставляются значение равное или превышающее указанное, "не более", "не выше" - участником закупки предоставляется значение равное или менее указанного. В описании самого технического задания применена формулировка "не менее, но не более" в одном предложении, т.е. участник закупки может указать конкретный показатель с минимальным значением, либо превышающий, но не боле максимального показателя. В заявке 235 указаны неконкретные значения показателей с формулировкой "не менее__ мм, но не более __мм". Согласно п. 2 письма Минэкономразвития России (от 17.02.2016 г. N ОГ-Д28-1794) не допускается указывать в первой части заявки диапазон значений показателя товара, так как это не является конкретным показателем и не позволяет определить реальные конкретные характеристики предлагаемого участником к поставке товара. По сходному вопросу есть Письма Минэкономразвития России (от 17.02.2016 г. N ОГ-Д28-1796, от 07.08.2015 г. N ОГ-Д28-10636, от 10.03.2015 г. N Д28и-441, от 08.04.2015 г. N Д28-984). Таким образом, из положений ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе следует, что заявка не допускается до участия в аукционе, если в ней отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие требованиям документации об аукционе. (Письмо Минэкономразвития России от 11.04.2016 г. N Д28и-901). При изложении инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе было указано, что, если в характеристике товара содержатся слова "должен" "должен быть" - участник не вправе изменять указанные характеристики. Речь в данном случае идет о характеристике товара и участник не вправе изменять указанные характеристики. При этом, при представлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и(или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность". При несоблюдении указанных требований аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и (или) принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе. К примеру, в общих требованиях табличной формы Технического задания документации об аукционе, каждому Модулю обозначено условие "Модуль должен устанавливаться на металлические ножки для возможности регулирования уровня фигуры и ее переноса на момент завершения сезона". Заявка N 235 содержит аналогичную формулировку без исключения слова "должен", что комиссия Заказчика приняла как указание неконкретного показателя технической характеристики, поскольку неясно, предлагает ли участник закупки к поставке и установке модуль, у которого будут присутствовать или отсутствовать металлические ножки для возможности регулирования уровня фигуры и ее переноса на момент завершения сезона. Заказчик обращает внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на тот факт, что на участите в аукционе было подано 15 заявок, и только три из них, с идентификационными номерами 235, 165, 48 отклонены на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе (отсутствие конкретных показателей). Таким образом, указанная инструкция по заполнению заявки не вводит в заблуждение участников закупки и не влечет за собой ограничение количества участников закупки или доступа к такому аукциону. Двусмысленное толкование положений Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе является исключительно субъективным мнением Заявителя. Запросов о разъяснении положений документации об аукционе не поступало. На основании изложенного, Заказчик считает действия единой комиссии по отказу в допуске к участию в закупке Заявителю правомерными, положения инструкции по заполнению заявки соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
16.12.2021 г. (с изм. от 21.12.2021 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на выполнение работ по устройству Скейт-парка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Покровская (поставка спортивного оборудования) (номер извещения N 0153300003921000008). Таким образом, применению подлежит законодательство о контрактной системе, действующее на момент размещения извещения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 407 616,00 рублей. На участие в аукционе подано 15 заявок.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
Единая комиссия создана на основании Распоряжения Администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области N 9-р от 08.02.2021 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом срок для обжалования положений документации об аукционе Заявителем пропущен.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2).
В п. 23 раздела 1.1 Общих сведений о проводимом аукционе в электронной форме документации об аукционе содержится Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, согласно которой: "При необходимости указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей, соответствующих значениям, указанным в настоящей документации, участник аукциона в составе первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, в том числе, конкретные технические, функциональные, эксплуатационные и все иные характеристики товаров, указанные в настоящей документации. Если объектом закупки является товар, то в случае предложения участником аукциона в составе первой части заявки меньшего количества товара, чем предусмотрено в документации об электронном аукционе, аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и (или) принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
В заявке участник закупки дает согласие на поставку товара/выполнение работ/оказание услуг.
При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными Техническим заданием. В случае применения заказчиком в техническом задании слов: "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное; "не более", "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного. При описании диапазона предлогами "от" и "до" предельные показатели входят в диапазон. Если в характеристике товара содержатся слова "должен", "должен быть" - участник не вправе изменять указанные характеристики. При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность". При использовании заказчиком в описании объекта закупки (Техническом задании) вышеуказанных терминов участник предлагает цифровое значение. При необходимости указания в заявке на участие в аукционе информации о наименовании страны происхождения товара, участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: участник аукциона должен однозначно, определенно и недвусмысленно указать на то, что страной происхождения товара является определенная страна (государство), при этом указываются современное официальное полное или сокращенное наименование страны (государства). Указание на регион страны, часть страны, населенный пункт, определенный географический объект без указания на наименование страны не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявке наименования страны происхождения товара. Указание наименования страны (государства) в составе сведений о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара и(или) участника аукциона, не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявки страны происхождения товара. При несоблюдении указанных требований аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и (или) принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе".
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. (часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
Заявитель, подавая заявку на участие в аукционе, соглашается на условия, предусмотренные документацией об аукционе, что следует из положений ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Исходя из материалов дела, запросов о разъяснении положений документации об аукционе после внесения изменений в документацию об аукционе, не поступало.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (номер извещения N 0153300003921000008) от 29.12.2021 г., единой комиссией заявка Заявителя N 235 признана несоответствующей положениям документации об аукционе, по следующим основаниям:
- "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(Согласно п.23 части I аукционной документации при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность". При несоблюдении указанных требований аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и (или) принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе. Заявка N235 в описании характеристик Товаров содержит слова "должен", "должен быть", "не менее", "не более", что не является их конкретными показателями)".
Изучив первую часть заявки Заявителя N 235, Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что при описании характеристик товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона, использованы слова "должна", "должен" по ряду позиций, что свидетельствует об указании не конкретных характеристик (т.е. участником закупки не представлены конкретные характеристики по ряду позиций) и является основанием для отклонения заявки по итогам рассмотрения первых частей заявок, в соответствии с положениями п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. Кроме того, при указании размеров конструкции (высота, длина, ширина), Заявителем использована формулировка "не менее, но не более", что не является конкретным показателем товара, и является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по итогам рассмотрения первых частей заявок. Соответственно действия единой комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе Заявителю - правомерны. Однако, по мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, как основание для отказа в допуске к участию в аукционе Заявителю, указан неверно - вместо п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, должен быть указан пункт 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. Между тем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным в данном случае предписание об изменении пункта части 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в протоколе, не выдавать, с учетом положений п. 23 части 1 документации об аукционе (согласно которому комиссия в данном случае должна отказать в допуске ввиду несоответствия заявки положениям документации об аукционе), а также того факта, что основания для отказа в допуске к участию в аукционе Заявителю имелись и нецелесообразности выдачи такого предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Дзигун А.Е. на действия единой комиссии Администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству Скейт-парка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, ул. Покровская (поставка спортивного оборудования) (номер извещения N 0153300003921000008), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 января 2022 г. N 056/06/67-15/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022