Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
К.Р. Джаникян,
по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0858300003221000053 "Строительство линий наружного освещения г. Гуково, Ростовской области" (далее - конкурс, закупка) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС), без участия представителей Заявителя, Заказчика, Привлеченного лица, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в котором обжаловались действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменное пояснение по жалобе, в котором указал, что по доводам жалобы 29.12.2021 внесены изменения в конкурсную документацию.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно "Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме" N0858300003221000053:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 28.01.2022 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 62 334 107,24 рублей;
Извещение и документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.12.2021. Извещение и документация с изменениями размещены Заказчиком в Единой информационной системе 29.12.2021.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком нарушен порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации.
В соответствии с ч. ч. 7,8 ст. 54.3 Закона любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос. В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Заказчиком 09.12.2021 в единой информационной системе размещена конкурсная документация, в которой указано - Окончание подачи заявок 10.01.2022.
Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации - 08.12.2021. Последний день направления участником закупки Заказчику запроса на разъяснение положений конкурсной документации - 24.12.2021. Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации - 28.12.2021.
Таким образом, Заказчиком нарушен порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, в связи с чем Комиссия признает Заказчика нарушившим ч.7 ст.54.3 Закона. Довод жалобы Заявителя обоснован.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком указаны разные сроки окончания подачи заявок, разные контактные данные Заказчика и не прикреплены разделы проектной документации.
В силу ч.1 ст.54.3 Закона Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Заказчиком в извещении от 09.12.2021 указано: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 10.01.2022 в 08:00. В конкурсной документации указано: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 30.12.2021 в 08:00.
Заказчиком в извещении указано ответственное должностное лицо - Седенина С.Н., номер контактного телефона 7863-61-55388. В конкурсной документации указано ответственное должностное лицо Самохин Ю.В., номер контактного телефона 886361-5-33-39.
В единой информационной системе не прикреплены следующие разделы проектной документации, а именно: N313/18-2018-ИГДИ "Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям"; N313/18/2018-ИГИ "Технический отчет по инженерно-геологических изысканиях"; N313/18-2018-ИЭИ "Технический отчет по инженерно- экологических изысканиях"; N178/18-ГГО "Горно-геологическое обоснование".
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 54.3 Закона. Довод жалобы Заявителя обоснован.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком не размещен проект контракта в единой информационной системе.
В силу ч. 3 ст. 54.3 Закона к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Заказчиком в конкурсной документации указано, что проект контракта прикреплен отдельным файлом в ЕИС. Однако, указанный проект контракта отсутствует в ЕИС.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 54.3 Закона. Довод жалобы Заявителя обоснован.
Согласно доводу жалобы, в извещении о проведении закупки отсутствует информация об авансировании.
В соответствии с п. 12 ст. 42 Закона размер аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
Установлено, что в извещении о проведении закупки отсутствует размер аванса, что нарушает п. 12 ст. 42 Закона. Довод жалобы Заявителя обоснован.
Заявитель в жалобе указал что Заказчиком не включено в извещение о проведении закупки условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона.
Из толкования ч. 1 ст. 54.3 Закона следует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В п. 36 конкурсной документации Заказчик указал:
В банковскую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Заказчиком не включено в извещение о проведении закупки условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, хотя данное условие есть в тексте документации. Таким образом, Комиссия признает довод жалобы обоснованным, Заказчика - нарушившим ч. 1 ст. 42 Закона.
Согласно доводу жалобы, Заказчик в нарушении ч. 2 ст. 110.2 Закона не установил в конкурсной документации виды и объем работ по строительству объекта капитального строительства, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
В силу ч.2 ст.110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570 (далее - Постановление N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018.
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство линий наружного освещения г. Гуково, Ростовской области".
Таким образом, отсутствие возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту не соответствует Постановлению N570 и нарушает ч.2 ст.110.2 Закона. Довод жалобы обоснован.
Согласно доводу жалобы, в извещении о закупке отсутствует источник финансирования.
В силу п. 2 ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Установлено, что Заказчиком не включено в извещение о проведении закупки источник финансирования. Таким образом, Комиссия признает довод жалобы обоснованным, Заказчика - нарушившим п. 2 ст. 42 Закона.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствующее положениям Закона.
Частью 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 29 конкурсной документации установлено, что выписка (копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Данное требование не распространяется:
- на участников, которые предложат цену 3 млн. рублей и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- в случаях, предусмотренных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Указанное Заказчиком требование не нарушает положения Закона. Таким образом довод жалобы является необоснованным.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушен порядок при формировании начальной (максимальная) цены контракта.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
При указанных обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Ростовского УФАС России, в связи с чем, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1, п. 2 ст. 42, ч. ч.1, 3, 7 ст.54.3, ч. 2 ст.110.2 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию с учетом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и настоящего решения, продолжения процедуры определения поставщика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ответственных должностных лиц Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 января 2022 г. N 061/06/54.3-18/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022