Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по обращению физического лица от 06.12.2021, поступившего в Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru в виде обращения в ФАС России N 33-236413 (вх. от 07.12.2021 N 6152-э), содержащему письменную информацию о возможном нарушении заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федеральным исследовательским центром "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки по разработке проекта и рабочей документации для проведения капитального ремонта кровли здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 38 (далее - обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru в виде обращения в ФАС России N 33-236413 поступило обращение физического лица от 06.12.2021 (вх. от 07.12.2021 N 6152-э), содержащее письменную информацию о возможном нарушении заказчиком - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки по разработке проекта и рабочей документации для проведения капитального ремонта кровли здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 38.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, по основанию: получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России принято решение о проведении 23.12.2021 внеплановой проверки по доводам обращения.
Физическое лицо, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты
В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.
В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.
ФИЦ Коми НЦ УрО РАН письмом от 21.12.2021 N 333-01-01-09/1778 (вх. от 21.12.2021 N 5617) по запросу Коми УФАС России от 16.12.2021 N 04-07/9570 представлена письменная информация и копии документов.
Вместе с тем, в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки продлен до 13.01.2022.
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
Физическое лицо, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН о продлении срока проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
ФИЦ Коми НЦ УрО РАН письмом от 12.01.2022 N 333-01-07-04/17 (вх. от 12.01.2021 N 72) по запросу Коми УФАС России от 24.12.2021 N 04-07/9847 представлена дополнительная письменная информация и копии документов.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.
1. Согласно частям 1, 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Дом N 38 по ул. Бабушкина г. Сыктывкара имеет статус общежития, владение которым на праве оперативного управления осуществляет ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (свидетельство о государственной регистрации права 11АА N 826240), право собственности на данный объект принадлежит Российской Федерации (свидетельство 11АА N 826239).
В пунктах 3, 7 статьи 3 Закона о контрактной системе даны определения:
-закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд;
-заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 (окончание действия редакции - 29.12.2021) (далее по тексту указаны положения Закона о контрактной системе в указанной редакции) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентировано в статье 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
2. Согласно пункту 1 Устава ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.09.2018 N 706, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН является научной организацией.
Таким образом, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов внеплановой проверки ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (заказчик) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с обществом с ограниченной ответственностью "РСК" (подрядчик) 16.08.2021 заключен договор N 16-08/2021-КР.
По пунктам 1.1, 1.4 договора от 16.08.2021 N 16-08/2021-КР: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить проектно-сметные работы на объекте: "Капитальный ремонт кровли здания общежития, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 38.
Настоящий договор заключен в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе".
В пункте 2.1 договора от 16.08.2021 N 16-08/2021-КР определена его цена: "Цена договора является твердой и составляет 120 000,00 руб. (НДС нет), Подрядчик использует упрощенную систему налогообложения".
Таким образом, сумма договора от 16.08.2021 N 16-08/2021-КР не превышает шестисот тысяч рублей, что соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно письменной информации ФИЦ Коми НЦ УрО РАН от 21.12.2021 N 333-01-01-09/1778 (вх. от 21.12.2021 N 5617), от 12.01.2021 N 333-01-07-04/17 (вх. от 12.01.2021 N 72), совокупный годовой объем закупок ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, утвержденный на 2021 год, составляет 216 837 779,05 рублей и включает суммы: 67 188 183, 49 руб. - выплаты на закупки товаров, работ, услуг по контрактам (договорам), заключенным до начала текущего финансового года; 149 649 595, 56 руб. - выплаты на закупки товаров, работ, услуг, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году, что подтверждается, в том числе, утвержденным 16.12.2021 планом финансово-хозяйственной деятельности (сводному) на 2021 год и плановый 2022-2023 год).
При этом, согласно письменной информации ФИЦ Коми НЦ УрО РАН от 12.01.2021 N 333-01-07-04/17 (вх. от 12.01.2021 N 72), по состоянию на 21.12.2021, утвержденным 20.12.2021 планом-графиком ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (версия 15) на цели осуществления закупок по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе было предусмотрено 20 946 404,94 руб.; при этом с учетом сумм, предусмотренных планами финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений ФИЦ Коми НЦ УрО РАН на оплату по договорам с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление закупок по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (7 893 920,03 руб.), общая сумма составляет 28,8 млн. рублей, что не превышает пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем тридцать миллионов рублей.
Также в материалы внеплановой проверки ФИЦ Коми НЦ УрО РАН представлен письменный перечень всех закупок, осуществленных ФИЦ Коми НЦ УрО РАН по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе за период с 01.01.2021 по 16.08.2021, согласно которому по состоянию на дату - 16.08.2021 сумма закупок, осуществленных заказчиком на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, составила 14 158 094,83 руб.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, подп. 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, в части заключения договора от 16.08.2021 N 16-08/2021-КР по результатам осуществления закупки у единственного подрядчика на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 января 2022 г. N 011/06/99-1033/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022