Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N92, в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки в целях осуществления контроля за исполнением предписания от 02.12.2021 N04-02/9177, выданного Комиссией Коми УФАС России по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А.) от б/д б/н (вх. N5925-э от 25.11.2021) на действия заказчика - администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - администрация МР "Корткеросский") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района "Корткеросский", извещение N0107300010221000069 (далее - закупка, электронный аукцион, внеплановая проверка),
УСТАНОВИЛА:
1. Администрация МР "Корткеросский", уполномоченный орган - Управление финансов администрации МР "Корткеросский" (далее - УФ администрации МР "Корткеросский") надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
Внеплановая проверка назначена на 27.12.2021 в 10 часов 00 минут, в соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N1576 (далее - Правила) внеплановая проверка назначена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
По состоянию на 27.12.2021 в Коми УФАС России заказчиком - администрацией МР "Корткеросский" не представлена информация, необходимая для проведения внеплановой проверки по существу.
В пункте 5 Правил установлено, что в случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.
Контрольный орган в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки размещает в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее - реестр проверок) и (или) единой информационной системе информацию о продлении срока проведения внеплановой проверки.
Уведомление о продлении срока проведения внеплановой проверки субъекта контроля и лица, направившего информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, предусмотренную подпунктом "а" пункта 19 настоящих Правил (далее - заявитель), до 1 июля 2021 г. направляется указанным лицам в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил, после 1 июля 2021 г. направление указанного уведомления не требуется.
В связи с вышеизложенным, Комиссией Коми УФАС России 27.12.2021 было принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 8 рабочих дней (до 14.01.2022).
Приказ Коми УФАС России от 27.12.2021 N136 "О продлении срока внеплановой проверки" размещен в ЕИС 28.12.2021.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами, пришла к нижеследующим выводам.
02.12.2021 Комиссией Коми УФАС России была рассмотрена жалоба ИП Меньшикова Р.А. вх. N5925-э от 25.11.2021, принято решение от 02.12.2021 N04-02/9176.
В указанном решении установлено следующее.
Жалоба ИП Меньшикова Р.А. признана обоснованной.
В действиях заказчика - администрации МР "Корткеросский" в части формирования и утверждения документации об электронном аукционе были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе.
Так, заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в части включения в документацию об электронном аукционе (пункт 31 Информационной карты) требования о предоставлении в составе второй части заявки информации об ИНН учредителей участника аукционе, в то время Законом о контрактной системе такое требование не предусмотрено.
Также заказчик был признан нарушившим требования части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части установления в документации об электронном аукционе требования к участникам аукциона об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об учредителях юридического лица (участника закупки).
Кроме того, действие заказчика - администрации МР "Корткеросский" в части невключения в извещение о проведении электронного аукциона дополнительных требований к участникам аукциона, установленных в соответствии с пунктом 2 (3) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), в то время как указанное требование в силу положений Закона о контрактной системе обязательно, было признано противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки в действиях Единой комиссии заказчика и уполномоченного органа было выявлено нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в части признания заявки ООО "ТРУДАРЕНДА" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, в то время как такая заявка не соответствовала установленным требованиям, так как участником не были представлены документы, подтверждающие его соответствие в соответствии с Постановлением N99.
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с существенностью допущенных нарушений, признания жалобы ИП Меньшикова Р.А., Комиссией Коми УФАС России было выдано предписание от 02.12.2021 N04-02/9177 заказчику - администрации МР "Корткеросский", уполномоченному органу - Управлению финансов АМР "Корткеросский" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования закупки.
Указанное предписание было направлено в том числе в адрес заказчика и уполномоченного органа, также 07.12.2021 в 14:58 было размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
По предписанию заказчику - администрации МР "Корткеросский" и уполномоченному органу необходимо было в течение трех рабочих дней с даты получения настоящего предписания устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе посредством аннулирования закупки.
Заказчику - администрации МР "Корткеросский" в течение пяти рабочих дней с даты получения настоящего предписания необходимо было представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Решение и предписание, согласно уведомлению о вручении почтового отправления, получены заказчиком и уполномоченным органом 09.12.2021.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, а также информации, представленной администрацией МР "Кортекросский" в ответ на предписание в письме от 13.12.2021 N02-22-4125 (вх. от 14.12.2021 N6308-э, от 16.12.2021 N5506), предписание не исполнено, заказчиком в нарушение требований предписания Коми УФАС России от 02.02.2021 закупка не аннулирована, был заключен контракт с обществом с ограниченной ответственностью "ТРУДАРЕНДА".
В разделе "Информация о процедуре заключения контракта" закупки указано, что контракт был заключен заказчиком 07.12.2021 в 15:23, решение и предписание по жалобе были размещены в ЕИС 07.12.2021 в 14:58, следовательно, на момент подписания контракта заказчик обладал сведениями о выдаче предписания и мог ознакомиться с его содержанием.
Кроме того, на заседании Комиссии Коми УФАС России 02.12.2021 присутствовал представитель уполномоченного органа, о результатах рассмотрения жалобы и выдаче предписания об аннулировании закупки на заседании было объявлено.
В письме от 13.12.2021 N02-22-4125 (вх. от 14.12.2021 N6308-э) - в ответ на предписание, администрацией МР "Корткеросский" представлены сведения, согласно которым 07.12.2021 в 14 часов 58 минут заказчиком был подписан контракт, так как функция подписания возобновилась, предписание об аннулировании закупки заказчик в личном кабинете увидел позже.
Как указывает заказчик, цель умышленного подписания контракта и неисполнения предписания Коми УФАС России отсутствовала.
08.12.2021 заказчиком в Техническую поддержку ЕСИ направлялось обращение о предоставлении технической возможности размещения протокола отказа от заключения контракта, однако данное действие при статусе "контракт заключен" совершить невозможно.
09.12.2021 контракт между администрацией МР "Корткеросский" и ООО "ТРУДАРЕНДА" расторгнут по соглашению сторон.
В ЕИС в разделе "Информация о процедуре заключения контракта" статус "Контракт заключен".
В карточке контракта с реестровым номером 3111300135021000051 статус "Исполнение прекращено".
В силу части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания соответствующий орган контроля вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
Администрацией МР "Корткеросский" в Коми УФАС России письмом от 24.12.2021 N02-22-4247 (вх. от 29.12.2021 N5762, от 10.01.2021 N28-э) представлены следующие пояснения.
Заказчиком указано, что заседание по рассмотрению жалобы состоялось 02.12.2021, представитель администрации МР "Корткеросский" на данном заседании отсутствовал. Решение Коми УФАС России и предписание от 02.12.2021 в адрес заказчика не поступали, данные документы поступили в адрес заказчика 10.12.2021 и были перенаправлены в Управление финансов администрации МР "Корткеросский" (орган, уполномоченный на размещение заказов).
07.12.2021 в 14:58 после получения на электронную почту заказчика от оператора уведомления о возобновлении процедуры заключения контракта, заказчиком контракт был подписан, сведения о выдаче предписания об аннулировании закупки заказчиком были увидены позже.
Дополнительно, заказчиком указано, что со стороны администрации МР "Корткеросский" отсутствует умысел, направленный на неисполнение предписания.
Относительно указанных выше доводов Коми УФАС России указывает следующее.
Решение и предписание от 02.12.2021 N04-02/9177 были направлены по почтовым (юридическим) адресам заказчика и уполномоченного органа в законодательно установленные сроки.
Кроме того, 07.12.2021 в 14:58 предписание и решения были размещены в ЕИС.
В разделе "Информация о процедуре заключения контракта" закупки указано, что контракт был заключен заказчиком 07.12.2021 в 15:23, следовательно, на момент подписания контракта заказчик обладал сведениями о выдаче предписания и мог ознакомиться с его содержанием в ЕИС.
Положения Правил и статьи 99 Закона о контрактной системе Коми УФАС России при направлении решения и предписания соблюдены.
Таким образом, в ходе внеплановой проверки Комиссией Коми УФАС России установлено, что в действиях заказчика - администрации МР "Корткеросский" выявлены нарушения части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, в части неисполнения предписания от 02.12.2021 N04-02/9177, выданного Комиссий Коми УФАС России, выразившегося в заключении контракта с участником до даты исполнения предписания, в то время как согласно требования предписания необходимо было аннулировать закупку.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки закупки признать действие заказчика - администрации МР "Корткеросский" в части неисполнения предписания, выразившегося в заключении контракта с участником до даты исполнения предписания, в то время как согласно требования предписания необходимо было аннулировать закупку, противоречащим части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 января 2022 г. N 011/06/99-1037/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022