Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПБ ГБУЗ "Городская психиатрическая больница N 7 имени академика И.П. Павлова" (далее - Заказчик):; АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38511-ЭП/21 от 08.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг в 2022 году (извещение N 0372200199921000096) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200199921000096. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 385 890, 01 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки. В разделе 14 конкурсной документации установлено:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом гражданско-правового контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом гражданско-правового контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:
П/н показателя |
Наименование показателя |
Коэффициент значимости показателя |
1) |
Деловая репутация участника конкурса: наличие у участника конкурса положительных отзывов за надлежащее исполнение Контрактов, контрактов на оказание услуг по охране |
0,4 |
2) |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие у участника конкурса в штате лицензированных охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса |
0,6 |
1) В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса: наличие у участника конкурса положительных отзывов за надлежащее исполнение Контрактов, контрактов на оказание услуг по охране" оценивается количество полученных положительных отзывов от государственных или муниципальных учреждений здравоохранения за надлежаще исполненный Контракт (контракт) на оказание услуг по физической охране помещений за период 2018 , 2019 и 2020 годов.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (), определяется по формуле: , где - коэффициент значимости показателя, - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Для подтверждения опыта оказанных услуг участник заполняет форму "Квалификация участника конкурса".
Сведения, указанные в форме "Квалификация участника конкурса", должны подтверждаться копиями отзывов от государственных или муниципальных учреждений здравоохранения за надлежащее исполнение контракта (контракта) на оказание услуг по охране помещений за период 2018, 2019 и 2020 годов.
Сведения, содержащиеся в отзыве, должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки Участника, копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (контракта) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями и всех оформленных актов оказанных услуг к нему.
В рамках оценки настоящего показателя оцениваются исключительно положительные отзывы, полученные по итогу надлежащего исполнения Контрактов (контрактов), которые заключены и оплачены получателями услуг в период 2018, 2019 и 2020 годов.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по Контракту (контракту) или полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же Контракту (контракту), для расчета баллов по настоящему показателю учитываться не будут.
Надлежаще исполненным Контрактом (контрактом) считается Контракт (контракт), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, отсутствуют судебные разбирательства или решения вынесенные не в пользу участника конкурса.
2) В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие у участника конкурса в штате лицензированных охранников, имеющих опыт работы аналогичный предмету конкурса" оценивается наличие в штате участника конкурса количества охранников, имеющих лицензию частного охранника не ниже 4 разряда и опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет.
Для заказчика лучшим условием исполнения гражданско-правового контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (), определяется по формуле:, где - коэффициент значимости показателя, - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
За сотрудника отвечающего требованиям заказчика по настоящему показателю критерия оценки принимается сотрудник участника конкурса, имеющий лицензию частного охранника не ниже 4 разряда, опыт работы охранником (осуществление физической охраны) аналогичный предмету настоящей закупки не менее 5 лет и принятый в штат участника конкурса на должность охранника на постоянной основе не менее чем за шесть месяцев до даты окончания подачи конкурсных предложений участников.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала".
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника, действующего удостоверения частного охранника, приказа о назначении или иного документа подтверждающего занятость сотрудника в деятельности аналогичной деятельности по объекту закупки настоящей конкурсной документации, трудовой книжки, подтверждающей опыт работы и факт принятия сотрудника на работу".
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 г. N 17АП-8046/19 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Кроме того, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков (иначе это привело бы к ограничению конкуренции).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование о принятие к учету успешно исполненные контракты (договора) за период 2018, 2019, 2020 года, создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода о необходимости предоставления в составе заявки отзывов от государственных или муниципальных учреждений здравоохранения за надлежаще исполненный контракт.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2021 г. N 44-6199/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022