Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "МОЛОТ" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 40796-ЭП/21 от 24.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг (извещение номер 0372100001921000052) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001921000052. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 923 897,40 рублей.
В жалобе ООО "МОЛОТ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках показателей "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателям "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Порядок оценки заявок установлен Заказчиком в разделе III "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" и содержит следующий порядок оценки в отношении спорных показателей:
"4.1. В рамках показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: общее количество исполненных контрактов/договоров на оказания услуг по обеспечению охраны объектов для заказчиков, охраняемые объекты (здания и сооружения) которых относятся к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры), за 2017-2020 гг. с ценой контракта/договора не менее начальной максимальной цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс" оценивается количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов принятых к исполнению не ранее 01 января 2017 года и завершенными не позднее 31 декабря 2020 года. При этом необходимо, чтобы в состав охраняемых по такому контракту (договору) объектов (зданий и сооружений) входил хотя бы один объект культурного наследия (памятник истории и культуры). Услуги, начатые до 01 января 2017 года и завершенные в период 2017 - 2020 гг., будут приняты к рассмотрению (в части объема услуг, оказанных в период 2017 - 2020 гг.).
Под аналогичными услугами в целях начисления баллов понимаются услуги по обеспечению охраны объектов для заказчиков (услуги по организации круглосуточного контроля доступа и мониторинга), охраняемые объекты (здания и сооружения) которых относятся к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры). Под сопоставимым объемом в целях начисления баллов понимается предоставление контрактов (договоров) с суммой по каждому контракту (договору) не менее начальной максимальной цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, с продолжительностью оказание таких услуг по одному контракту/договору не менее 12 месяцев.
4.2. В рамках показателя "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие в штате специалистов, привлекаемых для осуществления охранной деятельности, имеющих удостоверение частного охранника со стажем работы по специальности не менее 10 лет" оценивается количество в штате участника закупки специалистов, привлекаемых для оказания аналогичных услуг, имеющих удостоверение частного охранника со стажем работы по специальности не менее 10 лет.
Под аналогичными услугами в целях начисления баллов понимаются охранные услуги (услуги по организации круглосуточного контроля доступа и мониторинга помещений).
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя, при этом заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение".
Согласно доводу жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по данному показателю.
Пунктом 27(4) Правил предусмотрены особые требования к показателям критерия, устанавливаемым при осуществлении закупки по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций и порядку подтверждения наличия опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта.
Таким образом, в случае осуществления закупок вышеназванных услуг заказчики при установлении в документации о закупки порядка оценок заявок обязаны руководствоваться требованиям п. 27(4) Правил.
Вместе с тем при осуществлении закупок иных работ, в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по выполнению работ" заказчики самостоятельно устанавливают, а также раскрывают содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта выполнения работ с предметом осуществляемой закупки с учетом особенностей Правил.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что объектом закупки является охранных услуг в учреждении здравоохранения, что не попадает под действие пункта 27(4) Правил, следовательно, в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Спорные показатели и порядок оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанным показателям позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МОЛОТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2022 г. N 44-9/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022