Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 10" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ИП Сорокин Д.П. (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 40245-ЭП/21 от 21.12.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку курток, зимних комплектов, жилетов и штанов (извещение N 0372200270621000075) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200270621000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 943 933,52 рублей.
В жалобе ИП Сорокин Д.П. указывает на неправомерные действия аукционной комиссии выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 20.12.2021 N0372200270621000075-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Отказать в допуске на основании п. 1 и 2 ч. 4 статьи 67 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
в связи с несоответствием представленной в первой части заявки информации требованиям документации об электронном аукционе, не предоставлением требуемой информации, а именно:
1. По товару 3 Куртка демисезонная для девочки участником представлено значение показателя "Отделка", не соответствующее значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Требование: Должно быть не менее 3-х видов декоративной отделки. В качестве декоративной отделки должны применяться надписи и/или эмблемы и/или принт и/или рисунок и/или молнии контрастного цвета и/или кнопки контрастного цвета и/или контрастная отстрочка.
Значение, предоставляемое участником: 3 вида декоративной отделки. В качестве декоративной отделки применяются надписи, эмблемы, принт, молнии контрастного цвета, контрастная отстрочка.
В позиции 3 Куртка демисезонная для девочки по показателю "Отделка" Участник закупки предоставляет противоречивые, двусмысленные значения показателя, а именно: указывает, что к поставке предлагаются изделия с тремя видами декоративной отделки. При этом Участник закупки в заявке перечисляет пять видов декоративной отделки.
Заказчик затрудняется на основании информации, указанной Участником в заявке, сделать однозначный вывод сколько в действительности видов отделки предлагает Участник.
Согласно настоящей инструкции:
"Предлагаемые участником показатели не должны быть указаны в будущем времени и допускать двусмысленное толкование, а должны позволять однозначно определить предлагаемые характеристики товара".
"Участник выбирает варианты значений с учётом требований к количеству товара и требований к повторяемости видов товара, в том числе, требования к количеству изделий с одинаковым видом или различными видами".
Участник должен был предоставить значение, например, в виде: 3 вида декоративной отделки. В качестве декоративной отделки применяются надписи, эмблемы, принт.
Таким образом, участником представлена информация, не соответствующая требованиям.
2. По товару 3 Куртка демисезонная для девочки участником представлено значение показателя "Цвет", не соответствующее значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Требование: Необходимые цвета голубой, розовый, синий, черный, красный, светло-серый; темно-серый, коричневый; бежевый. Должно быть не менее 2-х изделий каждого цвета.
Значение, предоставляемое участником: Цвета голубой, розовый, синий, черный, красный, светло-серый, бежевый. 2 изделия каждого цвета.
Общее количество закупаемых курток демисезонных для девочки - 20 шт. Следовательно, указав в своей заявке 7 цветов, повторяющихся по 2 раза, участник указал конкретный показатель только для 14 изделий из 20-ти.
Для 6 видов изделий конкретный показатель "цвет" отсутствует, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно настоящей инструкции:
"Предлагаемые участником показатели не должны быть указаны в будущем времени и допускать двусмысленное толкование, а должны позволять однозначно определить предлагаемые характеристики товара".
"Участник выбирает варианты значений с учётом требований к количеству товара и требований к повторяемости видов товара, в том числе, требования к количеству изделий с одинаковым видом или различными видами".
Участник должен был предоставить значение, например, в виде: Цвета голубой, розовый, синий, черный, красный, светло-серый, бежевый. По 3 изделия каждого цвета: голубой, розовый, синий, черный, красный, светло-серый. 2 изделия бежевого цвета.
Таким образом, участником представлена информация, не соответствующая требованиям.
3. По товару 8 Куртка демисезонная детская для мальчика участником представлено значение показателя "Материал", не соответствующее значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Требование: Подкладка куртки должна быть 100% полиэстер; 20-50% хлопка с добавлением полиэстера.
Значение, предоставляемое участником: Подкладка куртки 100% полиэстер; 20-50% хлопка с добавлением полиэстера.
Согласно настоящей инструкции:
"Если значения показателя представлены как перечисление вариаций одного и того же показателя через знак ";" с использованием словосочетания "должно (-на, -ен, -ны) быть", то участнику необходимо указать все перечисленные значения показателя".
В данном случае значения показателя представлены как перечисление вариаций одного и того же показателя через знак ";" с использованием словосочетания "должна быть", следовательно, участнику необходимо представить все перечисленные значения показателя, как того требует Инструкция.
Как указано выше, значения "100% полиэстер" и "20-50% хлопка с добавлением полиэстера" - это вариации одного и того же показателя "подкладка куртки", следовательно, требование "должно быть" относится к ним в равной мере.
Следовательно, участник должен был воспользоваться правилом инструкции:
"В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: "не < _ не > _", "должно (-на, -ен, -ны) быть _- ... ", " и
", "не менее
, но не более
", "не <
но <
", "от ... по
", "
,
", "
, не >
", "
и не >
", "не менее
не более
" - участник должен представить не диапазонное конкретное значение, находящееся в рамках диапазона значений (допустимо включать крайние значения требований)".
Из вышеуказанного следует, что в данном случае необходимо указать одно конкретное числовое значение для каждой их перечисленных вариаций показателя, а не диапазон, как указал участник.
Участник должен был предоставить значение, например, в виде: Подкладка куртки 100% полиэстер; 50% хлопка с добавлением полиэстера.
Таким образом, участником представлена информация, не соответствующая требованиям.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе.
Так, при описании товарной позиции п.3 "Куртка демисезонная для девочки" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Должно быть не менее 3-х видов декоративной отделки. В качестве декоративной отделки должны применяться надписи и/или эмблемы и/или принт и/или рисунок и/или молнии контрастного цвета и/или кнопки контрастного цвета и/или контрастная отстрочка".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Заказчиком установлены соответствующие требования к составу первой части заявки и установлена инструкция о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки, содержащимися в Приложение N 3 к техническому заданию документации об электронном аукционе, предусмотрены указания по предоставлению тех или иных видов показателей, в том числе следующие:
"Предлагаемые участником показатели не должны быть указаны в будущем времени и допускать двусмысленное толкование, а должны позволять однозначно определить предлагаемые характеристики товара".
"Участник выбирает варианты значений с учётом требований к количеству товара и требований к повторяемости видов товара, в том числе, требования к количеству изделий с одинаковым видом или различными видами".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в составе заявки представлено следующее значение: "3 вида декоративной отделки. В качестве декоративной отделки применяются надписи, эмблемы, принт, молнии контрастного цвета, контрастная отстрочка"
Вместе с тем, комиссия УФАС констатирует, что участником было предложено 3 (три) вида декоративной отделки, а в описании приведено 5 (пять) видов отделки, что не позволяет определить какой товар будет в итоге поставлен Заказчику.
Учитывая изложенное, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку участник закупки в рассматриваемом случае пренебрег требованиями инструкции.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Сорокин Д.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2021 г. N 44-6160/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022