Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Порядок" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39958-ЭП/21 от 20.12.2021) на действия ГБОУ СОШ N 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на осуществление закупки услуг по аварийно-техническому обслуживанию центрального отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения здания для нужд образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга в 2022 году (совместные торги) (извещение N 0372200069521000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200069521000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 924 904,00 рубля.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В доводах жалобы Заявитель указывает и на возможное отсутствие в документации об аукционе сведений, позволяющих определить объем работ, который подлежит выполнению, а также перечня запасных частей, необходимых для их выполнения.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со ст.ст. 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Техническое задание документации об аукционе содержит перечень требующихся работ, необходимого оборудования, а также ссылки на документы технического регулирования, регламентирующие порядок выполнения работ.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе е допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, условия договора трактуются буквально, в связи с чем любые расходы, связанные с исполнением обязательств по Контракту, относятся на Исполнителя.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
По результатам приведённой закупки снижение начальной максимальной цены контракта составило более 85 %.
1.1. Документацией Заказчика не предполагает передачу Исполнитель какого либо оборудования в нерабочем состоянии.
1.2. Документацией Заказчика не предусмотрена закупка Исполнителем запасных частей и оборудования. В случае возникновения необходимости в приобретение запасных частей и оборудования, Заказчик самостоятельно приобретает такие товары в рамках отдельных конкурентных процедур.
1.3. Перечень зданий образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга подлежащих аварийно-техническому обслуживанию, указан в приложении N 2 к документации об аукционе
2.1. Документацией Заказчика не установлено обязательное требование к участникам закупки, о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе сведений о квалификации участника.
Положения пункта 2.2.14. проекта контракта, не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Законодательства о закупках.
Положения пункта 3.1. проекта контракта, не противоречит положениям Законодательства о закупках.
Положения пункта 3.1. проекта контракта, не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Законодательства о закупках.
Приложение N 1 к проекту Контракта, содержит все необходимые сведения, а именно следующее:
Техническое задание
1. Требования к количественным характеристикам (объему) услуг, качеству и безопасности услуг, к их техническим, функциональным характеристикам
Требования к количественным характеристикам (объему) услуг
1. Общая площадь по обслуживаемому объекту составляет - _________ м2
1.
1. Наименование, характеристики и количество (объемы) оказываемых услуг, подлежащих оказанию по контракту, указаны в Расчете и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, являющимся приложением N2 к контракту Исполнитель не вправе изменить виды и объем услуг.
2.Во время оказания услуг обязательно соблюдение технологий и методик оказания услуг, требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации.
3.Исполнитель обязан обеспечить безопасность оказанных услуг для жизни и здоровья работников заказчика и третьих лиц, а также предотвращение причинения вреда имуществу указанных лиц, на протяжении установленного гарантийного срока.
4.Перед началом оказания услуг исполнитель должен представить заказчику своего представителя, ответственного за оказание услуг.
5.В случаях, установленных действующим законодательством, оборудование используемое исполнителем для оказания услуг, должно быть сертифицировано.
6.При оказании услуг персонал исполнителя должен соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и в случае нанесения материального ущерба при выполнение условий контракта исполнитель несет ответственность в установленном законом порядке.
7.При оказании услуг должна обеспечиваться сохранность инженерных систем.
8.Оказание услуг исполнитель проводит специально подготовленным и обученным персоналом, исполнитель обеспечивает персонал необходимыми средствами защиты, приборами, инструментом, лестницами и другим необходимым оборудованием.
9.Исполнитель обязуется предоставить по запросу заказчика всю необходимую информацию и техническую (или / иную) документацию на оказание данного вида услуг.
10. Основными оперативными документами Заказчика являются:
- журнал аварийных работ с указанием в нем время подачи Заявки диспетчеру Исполнителя, время локализации аварии и время полной ликвидации аварии
- копии заказ - нарядов выполненных аварийной бригадой Заявки на ликвидацию аварий производятся круглосуточно по телефону с записью в журнале о причине аварий, с указанием времени и Ф.И.О., передавшего и принявшего заявку.
11. Оказание услуг по аварийно - техническому обслуживанию центрального отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения зданий Заказчика осуществляется круглосуточно, включая выходные и праздничные дни по заявке Заказчика.
12. Дежурство осуществляется диспетчерской и аварийной службами Исполнителя.
12.1. Границы услуг аварийно-ремонтной службы Исполнителя определяются границей эксплуатационной ответственности:
Теплоснабжение: от входного фланца первой задвижки в тепловом пункте. Ответственность за техническое состояние и ремонт (замену) отопительных приборов, расположенных в помещениях, трубопровода, герметичность резьбовых соединений несет Исполнитель.
Холодное водоснабжение: по системе водоотведения: точка присоединения отводящей трубы системы водоотведения помещений Заказчика.
Канализационные сети: Ответственность за состояние элементов канализационной разводки внутри помещения и герметичность соединения отводящей трубы системы водоотведения в помещении несет Исполнитель.
Электроснабжение: от наконечников кабельных вводов, отходящих со щита в ГРЩ Заказчика.
13. Виды аварийных ситуаций и примерный порядок работы по их устранению
Аварийные ситуации по холодному и горячему водоснабжению:
- повреждения трубопроводов систем инженерного оборудования зданий в помещениях, в том числе образование свища (течи), провисание труб, поломка креплений трубопроводов;
- поступление воды в помещения, затопление помещений;
- выходы из строя запорной, водоразборной и регулировочной арматуры систем инженерного оборудования зданий в помещениях, приводящие к нарушению функционирования систем и повреждению помещений;
- прекращение поступления воды к водоразборным кранам.
Работы по устранению:
- устранение течи запорной и водозаборной арматуры путем ремонта, частичной или полной замены шаровых и водозаборных кранов, вентилей, запорной арматуры и т. д.;
- производство сварочных работ по заварке свищей или постановка хомутов на трубопроводах, замена трубопроводов до 10-х метров (при необходимости);
- ремонт и замена сгонов на трубопроводе, установка бандажей на трубопроводе;
- откачка воды из подвала и помещений при ликвидации аварий и после них.
Аварийные ситуации по водоотведению:
- засоры канализации в помещениях;
- повреждения трубопроводов систем инженерного оборудования зданий в помещениях, в том числе образование свища (течи), провисание труб, поломка креплений трубопроводов;
- поступление сточных вод в помещения, затопление помещений.
Работы по устранению:
- прочистка засоров канализационных труб и стояков внутри здания и до первого колодца
- заделка свищей и выполнение сварочных работ
- выполнение работ по ремонту отдельных участков канализационных труб и фасонных частей
- откачка воды из подвала и помещений при ликвидации аварий и после них.
Аварийные работы по центральному отоплению:
- отсутствие отопления или недостаточная температура горячего водоснабжения
- образование свища (течи)
- резкое падение температуры в отопительных приборах в отопительный период
Работы по устранению:
- замена сгонов с отключением стояка, опорожнением и обратным наполнением системы и пуском после устранения аварии;
- ремонт или замена запорной арматуры и нагревательных приборов;
- выполнение работ по ремонту и замене сгонов, запорной арматуры, ликвидации течи путем уплотнения соединения труб центрального отопления, арматуры и нагревательных приборов.
- производство сварочных работ по заварке свищей или постановка хомутов на трубопроводах, замена трубопроводов до 10-х метров с восстановлением теплоизоляции (при необходимости)
- откачка воды из помещений и подвалов в результате нарушений работы системы.
- регулировка системы центрального отопления при нарушениях режимов работ (в т. ч. выпуск воздуха из системы, прочистка сопла, слив воды из системы отопления)
- принятие мер против размораживания систем отопления
Порядок услуг аварийно-ремонтной службы Исполнителя при оказании услуг:
Прием заявок осуществляется круглосуточно по телефонам.
Результатом ликвидации аварии по заявке является устранение причины аварии.
Аварийно-техническое обслуживание в границах эксплуатационной ответственности Заказчика не предусматривает оказание услуг по текущему и капитальному ремонту, а также ремонтно-восстановительных работ после локализации аварии.
Необходимые для устранения аварии сопутствующие работы (вскрытие полов, пробивка отверстий и борозд и т. п.) выполняются при наличии письменного согласования Заказчика.
Виды услуг и сроки устранения аварий систем инженерного оборудования
| |||
N |
Виды аварийных работ |
Примерный состав работ |
Предельный срок выполнения аварийных работ*, часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Прочистка лежака |
Доступ к месту производства работ. Осмотр и выявление причины засора. Прочистка лежака с помощью ручного инвентаря. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
2 |
Прочистка стояка |
Доступ к месту производства работ. Осмотр и выявление причины засора. Прочистка стояка ручным инвентарем (вантузом, тросом). При необходимости, использование растворяющих веществ. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
3 |
Замена участка стояка |
Доступ к месту производства работ. Осмотр. Отключение стояка. Расчистка места производства работ, при необходимости разборка участков отдельных конструкций. Разбор участка сборного стояка. Установка нового участка сборного стояка. При необходимости вырезка дефектного участка стояка и врезка нового участка. Включение стояка. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
4 |
4 |
Замена участков трубопроводов |
Отключение инженерной системы. Доступ к месту производства работ. При необходимости, откачка воды и проветривание помещения. Осмотр. Расчистка места производства работ, при необходимости разборка участков отдельных конструкций. Вырезка дефектного участка трубопровода. Врезка нового участка трубопровода. Включение системы. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
8 |
5 |
Замена насоса |
Отключение насоса от системы. Снятие насоса с основания. Установка нового насоса. При необходимости разборка и устройство нового основания. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ |
4 |
6 |
Замена вентиля |
Доступ к месту производства работ. Отключение участка трубопровода от системы. Снятие непригодного вентиля. Очистка резьбы. Установка нового вентиля. Проверка работоспособности вентиля. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
7 |
Замена крана горячей и холодной воды |
Доступ к месту производства работ. Закрыть вентиль или отключить кран от системы. Снятие непригодного крана. Очистка резьбы. Установка нового крана Проверка работоспособности крана. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
8 |
Замена радиатора |
Отключение стояка. Доступ к месту производства работ. Осмотр. Снятие радиатора. Установка нового радиатора. Включение системы. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
4 |
9 |
Замена смесителя |
Доступ к месту производства работ. Закрыть вентиль или отключить смеситель от системы. Снятие непригодного смесителя. Очистка резьбы. Установка нового смесителя. Проверка работоспособности смесителя. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
10 |
Замена задвижки |
Отключение инженерной системы. Доступ к месту производства работ. При необходимости, откачка воды и проветривание помещения. Осмотр. Расчистка места производства работ, при необходимости разборка участков отдельных конструкций. Снятие непригодной задвижки. Врезка новой задвижки. Включение системы. Проверка работоспособности системы. Удаление отходов с места производства работ. |
8 |
11 |
Установка сгонов, врезка пробковых кранов в стояке отопления |
Доступ к месту производства работ. Отключить систему. Врезка нового сгона или пробкового крана Проверка работоспособности. Удаление отходов с места производства работ. |
4 |
12 |
Устранение течи из стояка (без замены участков) и сантех - оборудования (без замены сантех-оборудования) |
Доступ к месту производства работ. Отключить систему. Установка хомута на поврежденное место в стояке. Герметизация швов хомута. Заделка мест течи в сантехоборудовании (замена прокладки, герметизация места течи, подтяжка крепежа или др.). Включение стояка. Проверка работоспособности. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
13 |
Устранение течи из трубопровода горячего водоснабжения (без замены участка трубопровода) |
Отключить систему. При необходимости откачать воду, проветрить помещение. Доступ к месту производства работ. Установка хомута на поврежденное место. Сварка швов хомута. Включение системы. Проверка работоспособности. Удаление отходов с места производства работ. |
6 |
14 |
Устранение течи из трубопровода холодного водоснабжения (без замены участка трубопровода) |
Отключить систему. Доступ к месту производства работ. Установка хомута на поврежденное место. Сварки швов хомута. Включение системы. Проверка работоспособности. Удаление отходов с места производства работ. |
4 |
15 |
Устранение течи воды в мусоропроводе, на лестничных клетках |
Доступ к месту производства работ. Заделка и герметизация мест протечки. Удаление отходов с места производства работ. |
2 |
16 |
Откачка воды из подвала |
Доступ к месту производства работ. Размещение машин и механизмов. Установка насосов для откачки. Развертывание шлангов. Включение насосов. Откачка воды. |
2 |
17 |
Сварочные работы |
Доступ к месту производства работ. Размещение сварочного аппарата и/или оборудования для газовой резки. Проведение операций по газовой резке и электросварке на металлических элементах мест общего пользования зданий. |
4 |
18 |
принятие мер против размораживания систем отопления |
|
немедленно |
Примечание: Предельный срок установлен с момента прибытия на объект до окончания услуг.
Срок прибытия аварийно-ремонтной службы Исполнителя по объект Заказчика не более 2х часов, с момента направления заявки Заказчиком.
Необходимо отметить, что ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обратиться в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые по определенным объективным причинам, действительно могут быть непонятны для участника закупки.
Вместе с тем, из обращения Заявителя не следует, что он обращался в установленном порядке в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые ему не понятны либо имеют двусмысленное значение и не получил надлежащего разъяснения положений документации.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого аукциона.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2021 г. N 44-6040/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022