Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 56" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Порядок" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 39960-ЭП/21 от 20.12.2021) на действия СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 56" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем, общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, теплоснабжения вентиляционных установок, автоматизации вентиляции Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 56" в 2022 году (извещение N 0372200145021000105) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200145021000105. Начальная (максимальная) цена контракта - 502 906,68 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со ст.ст. 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 32 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Техническое задание документации об аукционе содержит перечень требующихся работ, необходимого оборудования, а также ссылки на документы технического регулирования, регламентирующие порядок выполнения работ.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе е допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ, условия договора трактуются буквально, в связи с чем любые расходы, связанные с исполнением обязательств по Контракту, относятся на Исполнителя.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N 56" (далее - Заказчик) определен поставщик на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем, общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, теплоснабжения, вентиляционных установок, автоматизации вентиляции Санкт- Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 56" в 2022 году.
Заказчик, при формировании и подготовке аукционной документации руководствовался требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе N 44-ФЗ), Гражданским кодексом РФ и иными нормативно - правовыми документами
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестности ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Заявитель указывает на отсутствие перечня оборудования, подлежащего техническому обслуживанию в п. 1.1 Части IV аукционной документации, также Заявитель указывает на то. что ему неизвестно в каком состоянии передается оборудование в рабочем или нерабочем? Документация не содержит конкретный перечень неисправностей.
В аукционной документации не указано о том в каком состоянии передается оборудование, тем не менее с учетом буквального толкования следует, что оборудование работоспособно и эксплуатируется Заказчиком, к тому же невозможно осуществлять техническое обслуживание неисправного оборудования.
Дополнительно сообщаем, что неисправное оборудование возможно выявить только по результатам его осмотра, который должен быть произведен Исполнителем на основании заключенного контракта. В случае, если данное оборудование неработоспособно Исполнитель составляет акт дефектации с указанием неисправностей, возможности его ремонтопригодности или неремонтропригодности и перечня запасных частей, подлежащих ремонту.
Таким образом, конкретный перечень неисправностей, которые должен устранить Исполнитель, а также перечень запасных частей, будет известен только после диагностики и осмотра в рамках исполнения Контракта.
Обращаем внимание, что Заказчик не является специализированной организацией, занимающейся техническим обслуживанием инженерных систем, в штате отсутствуют специалисты соответствующего уровня, в связи с чем Заказчиком осуществляется выбор исполнителя - специализированной организации
В соответствии с Законом N 44-ФЗ любой участник открытого аукциона в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программноаппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого аукциона в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Обращаем внимание, что никаких разъяснений или запросов на стадии подачи заявок участники процедуры, в том числе Заявитель, в адрес Заказчика не направляли, соответственно данная позиция не вызвала вопросов у участников закупки и Заявителя.
Подписывая согласие на участие в аукционе, а также участвуя в нем, у участников и Заявителя имелось понимание характера и объема услуг, подлежащих выполнению в рамках Контракта.
Также сообщаем о том. что Заказчик не препятствовал участникам, в том числе Заявителю, ознакомиться с оборудованием, подлежащим техническому обслуживанию с целью предварительного осмотра и определения необходимого перечня запасных частей, расходных материалов, их наличия и оценки возможности обслуживания и ремонта путем направления технического специалиста с целью осмотра.
На вопрос по поводу п. 3.1 ЧАСТИ IV документации об аукционе "в цену Контракта включены все расходы, в том числе расходы на уплату' налогов, сборов и других обязательных платежей, а также прочие расходы, связанные с исполнением настоящего Контракта" сообщаем, что Заказчик указывая в данном пункте про другие обязательные платежи, а также прочие расходы подразумевал расходы, определенные налоговым законодательством.
Таким образом. Заказчик не обязан был расшифровывать данный перечень, оставляя его открытым, подразумевая, что каждый из участников действуют добросовестно, в связи с чем он должен самостоятельно рассчитать размер налогов, сборов и т.д., которые он может понести в связи с заключением и исполнением Контракта.
По вопросу по поводу п.5.3 ЧАСТИ IV документации об аукционе, в которой указано, что качество услуг должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода (обязательные требования), либо превышать требования к качеству услуг по сравнению с обязательными требованиями.
Обращаем внимание, что что согласно п.5.1 Контракта Заказчик указал, что качество и безопасность оказываемых услуг должны соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе:.
- СНиПуЗ.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
- СНиПу 31.06.2009 Общественные здания и сооружения
- ГОСТ 30528-97 "Системы вентиляционные. Фильтры воздушные. Типы и основные параметры"
- ГОСТ 12.4.021-75 "Системы вентиляционные". Общие требования.
Таким образом, указание Заказчика на то, что качество услуг должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода (обязательные требования), либо превышать требования к качеству услуг по сравнению с обязательными требованиями, четко определяет низшую границу требований Заказчика, а также позволяет специализированной организации определить требования к качеству услуг, а также гарантийные обязательства.
К тому же требования к качеству услуг предусмотрены Техническим заданием Заказчика, в котором указаны виды услуг.
На вопрос по поводу п.7.5.6 ЧАСТИ IV документации об аукционе, в котором указано, что в случае неоказания Исполнителем услуг в течение 3 календарных дней подряд (включается в случае ежедневного оказания услуг) сообщаем о том. что данная фраза процитирована из раздела 7. Ответственность сторон и иные последствия нарушения обязательств, касающегося ответственности Исполнителя, таким образом данное обстоятельство (при надлежащем исполнении обязательств по Контракту) может и не наступить.
Также в данном пункте имеется ссылка, что он включается в текст Контракта в случае ежедневного оказания услуг, однако в связи с тем, что услуги не оказываются ежедневно, то данный пункт к Исполнителю, заключившему Контракту применяться не будет, как недействительный.
Таким образом, отсутствие или наличие данного пункта в Контракте не влияет на права Исполнителя по Контракту' и не будет являться основанием для применения штрафных санкций.
На вопрос по поводу Приложения N 2 к Контракту N__от "__"20__г. сообщаем о том, что в данном пункте указан перечень технической и отчетной
документации, которой стороны Контракта (Заказчик и Исполнитель) будут обмениваться или использовать.
Сообщаем о том. что документация Заказчика, указанная в данном пункте имеется в наличии и будет предоставлена Исполнителю после заключения Контракта, документация Исполнителя - перечень документов, которые либо должны быть в наличии у Исполнителя либо должны быть созданы в результате исполнения обязательств по Контракту.
Дополнительно обращаем внимание на то. что необходимость предоставления документов от Исполнителя предусмотрена нормативными документами.
Никаких запросов от потенциальных участников закупки на стадии подачи заявок по аукциону не поступало, соответственно данная позиция не вызвала вопросов у участников закупки, в том числе у Заявителя.
Также сообщаем о том, что Заказчик не препятствовал участникам, в том числе Заявителю, ознакомиться с перечнем документации Заказчика:
1. Архитектурно-строительные чертежи;
2. Исполнительная документация (раздел ОВ);
3. Планы с обозначением мест присоединения систем теплоснабжения, канализации, электроснабжения, щитов управления.
Также в аукционной документации отсутствуют какой - либо запрет на возможность ознакомления с вышеуказанной документацией и ее изучения на любой стадии аукциона.
Просим обратить особое внимание на то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ на сайте https ://wwvy'. nalog.gov.ru/rn78 Заявитель - ООО "Порядок" (ИНН 7802879075) осуществляет основную деятельность ОКВЭД 62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий"
Таким образом, данный ОКВЭД 62.02 не предусматривает выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы вентиляции.
Также в открытых источниках имеется информация об отсутствии у Заявителя - ООО "Порядок" работников, в связи с чем также вызывает вопрос ее участия в данной закупке.
Считаем, что данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии у Заявителя заинтересованности в оказании услуг, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, в действиях Заявителя, в том числе подача настоящей жалобы, имеются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от заключения и исполнения Контракта.
Так же обращаем внимание, что по состоянию на 27.12.2021 года на аукцион в электронной форме подано 7 (семь) заявок, что подтверждает отсутствие вопросов и сомнений со стороны участников в документации Заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 8, 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Необходимо отметить, что ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обратиться в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые по определенным объективным причинам, действительно могут быть непонятны для участника закупки.
Вместе с тем, из обращения Заявителя не следует, что он обращался в установленном порядке в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые ему не понятны либо имеют двусмысленное значение и не получил надлежащего разъяснения положений документации.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушает требования Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников рассматриваемого аукциона.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 33, 59, 64, 65, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2021 г. N 44-6039/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022