Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (далее - Заказчик):
ООО "СБ-Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 41387-ЭП/21 от 29.12.2021) на действия Заказчика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий и оборудования (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 07.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200123421000082. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 601 175, 00 рублей.
В жалобе ООО "СБ-Сервис" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
В силу п. 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае, если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
13.01.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 14.01.2022 в 12-40 часов тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений следует, что в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присеваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право Заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого критерия, документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией.
Из содержания раздела 15 конкурсной документации следует, что Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1,00 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,10, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
15.4.1. Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" используются следующие термины:
технология оказания услуг - совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
контроль качества оказания услуг - методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков);
методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели;
используемое оборудование и специальные средства - совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с обязательным указанием наименований такого оборудования и специальных средств, формы право пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг;
необходимые трудовые ресурсы - перечень специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудоустройства, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
разделы описания оказываемой услуги - описание технологии оказания услуг (раздел номер 1); описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2); описание используемого оборудования и специальных средств (раздел номер 3); описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4);
оказываемые услуги по объекту закупки - оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий и оборудования.
Начисление баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Отсутствие предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки: не представлено предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, или представлено предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки не в соответствии с формой "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", или представлено предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", или представлено предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, несоответствующее требованиям настоящей конкурсной документации, или отсутствует в представленном предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки двух и более разделов описания оказываемой услуги. |
0 |
2 |
Наличие предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с частичным описанием: отсутствует в представленном предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки один из разделов описания оказываемой услуги. |
50 |
3 |
Наличие предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с полным описанием: наличие всех разделов описания оказываемой услуги. |
100 |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" предложению о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания оказываемой услуги.
Форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Столбец 1 |
Столбец 2 |
Столбец 3 |
Столбец 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе настоящей конкурсной документации, и отвечать всем требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в ней.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг).
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Наличием раздела номер 1 является наличие методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности всех действий оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 2 является наличие методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 3 является наличие перечня оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием наименований такого оборудования/специальных средств, формы право пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 4 является наличие перечня специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику) должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудоустройства, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 4" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается наименование оказываемых услуг, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер раздела описания оказываемой услуги, по которому участником закупки предполагается сделать описание и наименование такого раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указываются сведения по соответствующему разделу описания оказываемой услуги, указанному в столбце 3 этой же строки. Инструкция по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только один раздел описания оказываемой услуги, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией
Из вышеизложенного однозначно усматривается, что оценке подлежит исключительно наличие или отсутствие наличия разделов описания оказываемой услуги.
При этом установленный Заказчиком порядок присвоения баллов по рассматриваемому критерию вопреки Правилам не предполагает сопоставления предложений (описания оказываемой услуги) участников по данному критерию, поскольку в документации отсутствует порядок сопоставления заявок и пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными в составе заявки, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта в случае представления участниками закупки равного количества разделов описания услуги.
Кроме того, из установленного Заказчиком порядка оценки заявок по указанному критерию не представляется возможным определить, какие характеристики предлагаемой услуги необходимо улучшить участнику закупки для получения лучшей оценки, иными словами, установленный Заказчиком порядок не позволяет определить приоритетность той или иной характеристики, технологии выполнения работ для Заказчика, исполнение которой участник вправе улучшить, Заказчиком не определена зависимость между увеличением одного нормативного показателя и оценкой его влияния на изменения качественной характеристики такого показателя.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленный в документации порядок оценки заявок по рассматриваемому критерию не направлен на выявление лучшего предложения об исполнении контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными и констатирует в действиях Заказчика нарушение п. п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБ-Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2022 г. N 44-42/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022