Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 4" (далее - Заказчик); ООО "Спутник" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N40489-ЭП/21 от 23.12.2021) на действия СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 4" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0372200121021000099) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.12.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200121021000099. Начальная (максимальная) цена контракта - 417 840,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части нарушения порядка описания объекта закупки, а также в нарушении порядка применения каталога товаров работ услуг.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5, 6 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а так же обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно установлены характеристики изделия, отсутствующие в каталоге.
Требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Так, при описании вышеуказанных товарных позиций, Заказчиком установлено, что в сведениях о товаре в заявке участника, в том числе и в наименовании показателя (характеристики) товаров, не должно содержаться слов "должен" во всех формах слова и словосочетаний, в состав которых входят слова "должен" во всех формах слова, словосочетаний "не должен" во всех формах слова и словосочетаний, в состав которых входят слова "не должен" во всех формах слова, "требуется (-ются)", "не требуется (-ются)", "следует предоставить", "необходимо представить", "допускается (-ются)", "не допускается (-ются)", "понадобится (-ятся)", "возможен (-на,-но, -ны)", "нужен (-на,-но,-ны)", "необходим (-ма,-мо,-мы)", "может" во всех формах слова и словосочетаний, в состав которых входят слова "может" во всех формах слова, "кроме", "ориентировочно", "желательно (-на, ны)"). Иными словами, заказчик требует от участников предоставить в составе заявок не только конкретные значения показателей товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, но и еще изменить наименования показателей, то есть фактически указать иные, нежели установленные им самим, показатели и, таким образом, предоставить характеристики не описанных аукционной документацией показателей.
Вместе с тем, анализ документации показывает, что закупаемые товарные позиции соответствуют, в том числе, следующим кодам позиций КТРУ: 13.92.12.000-00000005 Пододеяльник (обязательное применение с 05.06.2020), 13.92.11.120-00000001 Плед (обязательное применение с 01.04.2020). В разъяснениях положений аукционной документации от 13.12.2021 заказчик также подтверждает, что закупаемые товары соответствуют позициям КТРУ. При этом ни аукционная документация, ни извещение о проведении электронного аукциона не содержат указания на соответствующие коды КТРУ, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Также Заказчиком установлено требование о соответствии пододеяльников, а точнее их составных частей - ниток, ГОСТ 6309-93 "Межгосударственный стандарт. Нитки швейные хлопчатобумажные и синтетические. Технические условия", согласно которому определение конкретной массовой доли биоцидов возможно только при проведении испытаний конкретной партии по соответствующим правилам (см., например, пункт 5.10 раздела 5 "Методы испытаний" указанного стандарта). При этом пунктом 3.7.8 указанного стандарта установлено, что норма степени мерсеризации (баритовое число) хлопчатобумажных швейных ниток должна быть не менее 135. При этом порядок определения конкретной степени мерсеризации данным стандартом не предусмотрен, то есть ГОСТ 6309-93 не подразумевает возможность указания конкретного значения данного параметра даже путем проведения испытаний.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что описание товара, размещенное Заказчиком, не содержит обоснования установления дополнительных характеристик в смысле п. 6 Правил.
Таким образом в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 6 ст. 23; ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 6 Правил.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спутник" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23, ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2021 г. N 44-6239/21 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - потребительские свойства - административные регламенты - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022