Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 458 с углубленным изучением немецкого языка Невского (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 40734-ЭП/21 от 24.12.2021) на действия Администрации Невского района Санкт-Петербурга (Уполномоченный орган) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектно - сметной документации на капитальный ремонт (извещение N 0172200004721000296) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 15.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000296.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 782 726,40 руб.
В жалобе Заявитель указал на несогласие с действиями конкурсной комиссии, связанными с оценкой его заявки по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - "Предложение о качестве") и "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника").
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснили, что не согласны с доводами жалобы и просили признать ее необоснованной, а также представили письменные возражения.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
1. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно раздела 16 конкурсной документации Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки:
"Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1,00 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,25, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
16.4.1. Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" используются следующие термины:
обеспечению надлежащей технологии оказания услуг - совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
осуществление своевременного контроля качества оказания услуг - методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков);
методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели;
оснащение объектов заказчика (-ов) и квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием и специальными средствами - совокупность оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с обязательным указанием наименований такого оборудования и специальных средств, формы право пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг;
обеспечение объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала - перечень специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику), должностей, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудоустройства, инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, а также выполнение каждым из указанных специалистов обязанностей по охране труда во время исполнения контракта (-ов), определяемых с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
разделы описания оказываемой услуги - оснащение объектов заказчика (-ов) и квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием и специальными средствами (раздел номер 1); осуществление своевременного контроля качества оказания услуг (раздел номер 2); обеспечение объектов заказчика (-ов) необходимым количеством квалифицированного персонала (раздел номер 3); обеспечению надлежащей технологии оказания услуг (раздел номер 4);
оказываемые услуги по объекту закупки - оказание охранных услуг.
Начисление баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1. |
Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки представлено, но в составе такого описания выявлено: |
|
1.1. |
несоответствие такого предложения установленным Заказчиком по двум и более требованиям |
0 |
1.2. |
несоответствие такого предложения установленным Заказчиком по одному требованию |
50 баллов |
2. |
Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки полностью соответствует требованиям Заказчика |
100 баллов |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" предложению о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания оказываемой услуги.
Форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Столбец 1 |
Столбец 2 |
Столбец 3 |
Столбец 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе настоящей конкурсной документации, и отвечать всем требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в ней.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать в том числе комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые.
При указании в предложении о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки информации об обеспечении оперативного выезда в непредвиденных случаях, необходимо также указать время прибытия группы быстрого реагирования (в минутах) с момента поступления вызова, в течение которого участник конкурса обеспечит их прибытие для обеспечения качества и безопасности услуг на объекте (-ах).
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг).
В целях установления и обеспечения надлежащей технологии оказания услуг участнику закупки также необходимо указать сведения о сроках разработки и утверждения участником инструкции частного охранника на объекте (-ах) заказчика (-ов). Действия частных охранников на объекте (-ах) должны регламентироваться должностной инструкцией частного охранника на объекте (-ах) охраны.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля.
При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
При указании в предложении о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, необходимо также указать информацию об обеспечении оперативного выезда в непредвиденных случаях (например, поломка автотранспорта и т.д., т.п.).
При указании в предложении о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте при оказании услуг необходимо также указать срок (период) исполнения таких мероприятий при оказании услуг. При включении срока (периода), участнику следует указывать конкретный срок и/или периодичность исполнения мероприятий.
Наличием раздела номер 1 является наличие перечня оборудования, специальных средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием наименований такого оборудования/специальных средств, формы право пользования, минимальных характеристик, и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 2 является наличие методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, методов по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 3 является наличие перечня специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту (сотруднику) должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации, должностной инструкции, вида трудоустройства, инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, а также выполнение каждым из указанных специалистов обязанностей по охране труда во время исполнения контракта (-ов), определяемых с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 4 является наличие методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности всех действий оказания услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 5" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер раздела описания оказываемой услуги, по которому участником закупки предполагается сделать описание и наименование такого раздела. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается наименование оказываемых услуг, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указываются сведения по соответствующему разделу описания оказываемой услуги, указанному в столбце 2 этой же строки. Инструкция по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только один раздел описания оказываемой услуги, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией".
Согласно ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Анализ заявки заявителя подтверждают выводы конкурсной комиссии о представлении Заявителем в составе первой части заявки предложения о качественных о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки не в полном соответствии требованиям установленного Заказчиком порядка оценки.
Соответственно, конкурсная комиссия начислила заявке Заявителя баллы по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе и конкурсной документацией.
В рамках внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее:
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Заказчиком в конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" предложению о качестве выполняемых работ по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания выполняемой работы.
Заявитель в жалобе сообщает, в том числе, следующее: Заказчиком оценивалось не само предложение участника закупки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а правильность заполнения столбцов по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" и по инструкции. Между тем, ни Законом о контрактной системе, ни требованиями Правил порядка оценки не предусматривают оценивание правильности заполнения формы по инструкции, а требуют оценивать предложение участника закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанным положениям позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Следовательно, в данной части доводы жалобы находят свое подтверждение, а в действиях Заказчика находятся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Комиссия УФАС отмечает, что на дату заседания Заказчиком был заключен контракт после завершения вышеуказанной закупки с номером извещения 0172200004721000296.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 54.3, 54.5, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БС 98 КОНСТРАКШН" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2022 г. N 44-182/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022