резолютивная часть решения объявлена 14.01.2022 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя от Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Малокарачаевская центральная районная больница" (далее - заказчик) Белобородова Романа Вячеславовича, действующего на основании доверенности N12 от 11.01.2022 года, в присутствии представителя от индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны, Истомина Артема Витальевича, действующего на основании доверенности NИПТ-2021-388 от 12.10.2021 г., Ерошкина В.В., действующего на основании доверенности NИПТ-2021-404, Широчина И.Н., действующего на основании доверенности NИПТ-2021-400 (далее - заявитель, ИП Тужина С.В.),
рассмотрев жалобу ИП Тужиной С.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379300005221000067 "Поставка перчаток" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Тужиной С.В. на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об электронном аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Тужиной в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, АО "Сбербанк-АСТ", в том числе ИП Тужиной С.В. об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ИП Тужиной С.В. дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
13 января 2022 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП Тужиной С.В., согласно которым заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к товару в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ИП Тужиной С.В. Комиссией состоялось 13 и 14 января 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Тужиной С.В., проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.12.2021 г. 21:57 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379300005221000067 "Поставка перчаток" (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 27.12.2021 NИИ1 автоматически возвращена на этап "Подача заявок") для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 816 220, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 27.12.2021 г. 21:57 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 10.01.2022 г. в 08:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1) По доводу жалобы Заявитель считает, по позициям 1.4 - 6.4 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлены требования, которые влекут ограничение числа участников закупки, а именно требования к длине перчаток (более 250 мм).
Под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставка перчаток.
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В приложении к техническому заданию документации о проведении электронного аукциона по позициям 1.4-6.4 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" заказчиком установлено требование к длине перчаток "более 250 мм".
Пунктом 6.1 ГОСТа Р 52238-2004 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлены следующие параметры длины перчаток в зависимости от их размеров: для размеров 6, 6,5 - не менее 220 мм, для размеров 7, 7,5, 8, 8,5, 9 и более - не менее 230 мм. Таким образом, длина перчаток, установленная в техническом задании заказчика (более 250 мм) укладывается в диапазон значений, предусмотренных ГОСТом, следовательно, не противоречит ему.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) По второму доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком, в техническом задании, по позициям 1.7- 6.7 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлены излишние требования по наличию в упаковке полиэтиленового слоя.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позициям 1.7 - 6.7 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлено требование о наличии в упаковке полиэтиленового слоя. Дополнительно заказчиком прописано обоснование о том, что данное требование обусловлено необходимостью в дополнительной защите изделия от солнечных лучей, влаги и озона, для обеспечения требований п.9.1 МР 3.5.1.0113-16.
Согласно п.11 действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин) 2.1.3.2630-10, все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Требования к полиэтиленовому слою упаковки, обусловлены производственной необходимостью и для обеспечения безопасного хранения перчаток, предотвращаю воздействие влаги, намокания упаковки и контакт с перчатками при многократной обработке поверхности блока дезинфицирующими средствами, также для обеспечения требований п.9.1 МР 3.5.1.0113-16, где указано, что необходимо правильно хранить перчатки, так как нарушения при хранении могут привести к снижению качества перчаток.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России пояснил, что данные требования к упаковке, установлены Заказчиком на основании проведенного анализа рынка перчаток и упаковок. Упаковка является частью качественных характеристик товара, от того какая будет упаковка, так сохранится качество перчаток. Конкретных требований к упаковке заказчик в своей документации не установил, а дал общую характеристику упаковки.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) По мнению заявителя, заказчиком по позициям 4.3 - 6.3 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлены требования, которые влекут ограничение числа участников закупки, а именно требования к внутренней поверхности перчатки, которая должна быть обработана регенерирующим и увлажняющим составом глюконате или глицерин, или алое вера, витамин Е.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позициям 4.3 - 6.3 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлено требование: "Внутренняя поверхность перчатки обработана регенерирующим и увлажняющим составом глюконате или глицерин, или алое вера, витамин Е".
В своих возражениях представитель Заказчика сообщил, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался исключительно потребностями специалистов, работающих в лечебном учреждении. Персонал больницы часто имеет проблемы с кожей рук в результате длительного использования перчаток и дезинфицирующих средств. Прием пациентов ведется ежедневно. Во избежание повреждения кожных покровов медицинского персонала, Заказчиком установлены 3 наиболее эффективных и допустимых варианта исполнения с учетом переносимости.
Согласно требованиям закона, дано соответствующее обоснование - оказывает противоаллергический и противовоспалительный эффект, а также способствует увлажнению и питанию кожи рук медицинского персонала при длительной работе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, к жалобе не приложены документы подтверждающие, что установленные заказчиком требования ограничивают количество участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Учитывая специфику рода деятельности Заказчика, его потребность в установленных характеристиках товара, а также отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Более того, как установлено Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России, на участие в аукционе подано 3 заявки, все заявки были допущены, снижение НМЦК составило 55%.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 января 2022 г. N 009/06/106-367/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022