На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановления Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановых проверок", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении следующих закупок: N0179200001921000134 "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", N0179200001921000135 "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", N0179200001921000255 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N2 им. Халилова М. И. г. Теберда", N0179200001921000256 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный", N0179200001921000257 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N1 ст. Сторожевой", N0179200001921000258 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Медногорский", N0179200001921000259 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Лицей N1 г. Усть-Джегута им. А.М. Тебуева", N0179200001921000260 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хасаут-Греческого", N0179200001921000261 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа а. Эрсакон", N0179200001921000262 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Курджиново",
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило требование исполняющего обязанности прокурора Карачаево-Черкесской Республики, старшего советника юстиции Бахникова С.Н. о проведении внеплановой проверки по доводам указанным в заявлении Густовой С.А. при осуществлении закупок оборудования, расходованных материалов, средств обучения и воспитания, организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование",
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении Густовой С.А, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
1. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о проведении электронного аукциона, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении электронного аукциона N0179200001921000134
"Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", размещено в ЕИС - 16.03.2021 г. в 17:54 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 95 543 196, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N134 от 12.04.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "СЕЛЕНА", по цене контракта - 95 543 196, 00 рублей (далее - контракт N134).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления Правительства РФ N 878).
Исходя из изложенных норм, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенный в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ N 878 заказчики обязаны установить ограничение в соответствии с указанным Постановлением.
В данный Перечень включено оборудование компьютерное, электронное и оптическое код ОКПД2 26.
Объектом настоящей закупки согласно извещению об электронном аукционе является Ноутбук. ОКПД2 26.20.11.110-00000140 - Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата. КТРУ 26.20.11.110-00000140.
В КТРУ присутствует позиция 26.20.11.110-00000140.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,
Данная позиция КТРУ содержит соответствующие характеристики.
При этом характеристики закупаемого оборудования установлены заказчиком в Техническом задании (Радел III. Техническое задание документации об электронном аукционе), в котором указаны показатели/характеристик, не поименованные в КТРУ, а именно:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (указывается в заявке в неизменном виде) |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ (указывается в заявке в неизменном виде) |
Обоснование необходимости использования дополнительной информации |
Ноутбук, Позиция КТРУ 26.20.11.110-00000140 |
|
||
Русская раскладка клавиатуры |
Наличие |
- |
Соответствует Распоряжению Минпросвещения России Р-16 от 14.01.2021 г. Обусловлено необходимостью удобства работы на русском языке |
Максимальная тактовая частота процессора |
|
Гигагерц |
Обусловлено требованиями учебного процесса, необходимостью повышать тактовую частоту процессора при высокой рабочей нагрузке. |
Исполнение портов, модулей и интерфейсов без использования переходников |
Наличие |
- |
Соответствует Распоряжению Минпросвещения России Р-16 от 14.01.2021 г. обусловлено необходимостью иметь свободными для подключения |
Количество портов USB, обеспечивающих функцию зарядки устройств при выключенном ноутбуке (использование переходников не предусмотрено) |
|
Штука |
Обусловлено необходимостью зарядки сторонних устройств |
Вход для микрофона (использование переходников не предусмотрено) |
|
Штука |
Обусловлено необходимостью подключения различного вида гарнитур без приобретения дополнительных переходников |
Комбинированный аудиопорт наушники/микрофон (использование переходников не предусмотрено) |
|
Штука |
|
Встроенный картридер с поддержкой форматов карт памяти: MMC, RS MMC, SD, mini SD, SDHC, SDXC. |
Наличие |
- |
Обусловлено необходимостью использования и совместимости с картами памяти всех указанных форматов. |
Светодиодный индикатор зарядки ноутбука. |
Наличие |
- |
Обусловлено необходимостью информирования о питании от сети, уровне заряда батареи, состоянии накопителя при эксплуатации ноутбука, в том числе и без включения ноутбука. Характеристика обусловлена требованиями учебного процесса. |
Светодиодный индикатор питания ноутбука от сети |
Наличие |
- |
|
Светодиодный индикатор состояния накопителя ноутбука. |
Наличие |
- |
|
Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений |
Да |
- |
Соответствует Распоряжению Минпросвещения России Р-16 от 14.01.2021 г. |
Как установлено Инспекцией Управления, Распоряжением Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-16 утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Согласно данным Методическим рекомендациям требования, приведенные в настоящих рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.
Развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение ЦОС и включает следующие мероприятия:
- обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей, системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, направленных на обеспечение мер комплексной безопасности и осуществления образовательного процесса;
- оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием.
В соответствии с разделом 4 Методических рекомендаций минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания определяются региональным координатором на основе примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС, приведенного в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
В разделе 7 Методических рекомендаций указано, что при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:
- обеспечивается централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В Приложении N 2 к Методическим рекомендациям содержатся минимальные технические характеристики для ноутбука для компьютерного класса, в том числе:
- Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие;
- Русская раскладка клавиатуры: наличие;
- Максимальная тактовая частота процессора: не менее 2,5 ГГц;
- Манипулятор "мышь": наличие;
Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 N 1571 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 624" требованиями к результатам использования субсидии, установленным в пункте 2 настоящих Правил в части подпунктов "а" - "г", "е", "и" и "к" является приобретение средств обучения и воспитания, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, размещаемыми на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем, Инспекция Управления приходит к выводу, что положения указанных документов не обладают высшей юридической силой по отношению к положениям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145, и не могут в данном случае нивелировать требования законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки и использования дополнительных характеристик, не указанных в КТРУ, что свидетельствует о нарушении заказчиком требования пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ.
2. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о проведении электронного аукциона, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении электронного аукциона N0179200001921000135
"Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", размещено в ЕИС - 18.03.2021 г. в 11:01 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 333 956, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N135 от 14.04.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "СЕЛЕНА", по цене контракта - 1 327 286, 22 рублей (далее - контракт N135).
Инспекция Управления проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом электронного аукциона N0179200001921000135 "Поставка оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда", не выявлено.
3. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000255 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N2 им. Халилова М. И. г. Теберда" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 15:59 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 333 956, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N255 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 4 991 432, 40 рублей (далее - контракт N255).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000255 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N2 им. Халилова М. И. г. Теберда", не выявлено.
4. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000256 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:05 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 837 412, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N256 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 2 837 412, 00 рублей (далее - контракт N256).
Инспекция Управления проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000256 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный", не выявлено.
5. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000257 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N1 ст. Сторожевой" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:12 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 261 801, 20 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N257 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 1 261 801, 20 рублей (далее - контракт N257).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000257 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N1 ст. Сторожевой", не выявлено.
6. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000258 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Медногорский" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:18 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 906 139, 60 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N258 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 2 906 139, 60 рублей (далее - контракт N258).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000258 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 пос. Медногорский", не выявлено.
7. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000259 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Лицей N1 г. Усть-Джегута им. А.М. Тебуева" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:26 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 037 254, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N259 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 3 037 254, 00 рублей (далее - контракт N259).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000259 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Лицей N1 г. Усть-Джегута им. А.М. Тебуева", не выявлено.
8. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000260 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хасаут-Греческого" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:33 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 089 679, 20 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N260 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 1 089 679, 20 рублей (далее - контракт N260).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000260 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Хасаут-Греческого", не выявлено.
9. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000261 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа а. Эрсакон" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:37 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 465 392, 00 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N261 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 4 465 392, 00 рублей (далее - контракт N261).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000261 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа а. Эрсакон", не выявлено.
10. В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией, информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установлено:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000262 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Курджиново" размещено в ЕИС - 30.04.2021 г. в 16:44 ч.;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 369 532, 40 рублей;
3) заказчиком заключен государственный контракт N262 от 21.06.2021 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Лига-ЛТД", по цене контракта - 1 369 532, 40 рублей (далее - контракт N262).
Инспекция Управления, проанализировав доводы изложенные в заявлении Густовой С.А., приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000262 "Шифр: 09-2021-нр50970 Капитальный ремонт спортивных залов, в целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2021 году. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Курджиново", не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказами,
Решила:
1. Признать в действиях Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики нарушения п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 января 2022 г. N 009/06/99-10/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2022