Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Гейер В. В.
от ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - Александровский территориальный отдел администрации Александровского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600027421000004 "Благоустройство парка "Молодёжный" в селе Александровском Александровского муниципального округа Ставропольского края - 3-я очередь".
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования документации.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- Заказчиком устанавливаются требования к размеру пиктограммы 2.1 ("от 50 мм") и пиктограммы 2.2 ("до 100 мм"). При этом по тексту описания присутствует фраза "Размер пиктограмм 2.1 и 2.2 должен быть идентичным друг другу".
- Заказчиком устанавливаются требования к высоте чугунных опор от основания ("не ниже 380 мм") и высоте от основания до места соединения каркаса "сиденье-спинка" ("не выше 380 мм").
В данном случае, участник закупки может предоставить значения, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика как соответствующие требованиям инструкции, но в свою очередь противоречащие требованиям документации, что повлечет отклонение заявки участника закупки (например: высота чугунных опор от основания ("400 мм"), высота от основания до места соединения каркаса "сиденье-спинка" ("300 мм").
- Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявки представлена в пункте 4.3. аукционной документации:
Инструкция по заполнению заявки:
Пункт 1.1: Предложение участника в отношении товаров должно полностью соответствовать требованиям к таким товарам, установленным заказчиком. Пункт 1.2: В случае, если заказчиком, при описании товаров объекта закупки, не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью установления заказчиком требований, являющихся более конкретными относительно требований нормативно-технических документаций и отвечающих конкретным условиям выполнения работ, проектным решениям, потребностям заказчика. Пункт 1.3: Размеры и вариант исполнения товаров (в том числе дизайн), которые являются комплектующими элементами для других товаров, а также товары, размещаемые в одной зоне (требования к которым установлены в настоящей документации), должны подходить по типоразмеру и варианту исполнения (в том числе дизайну). Пункт 1.4: В случае если в документации содержатся указания на товарный знак, его следует читать со словами "или эквивалент". Пункт 1.5: Все документы, входящие в состав заявки, должны иметь четко читаемый текст. Пункт 1.6: С целью исключения разночтений и отклонения участника, при составлении первой части заявки, в подаваемом предложении в отношении товара, участниками должны применяться наименования показателей, единицы измерения и символы, соответствующие установленным заказчиком. Пункт 1.7: Участник подаёт заявку в свободной форме, при этом сведения в такой заявке должны в полной мере соответствовать требованиям документации. Пункт 1.8: Все требования настоящей инструкции в полной мере распространяются на изображения (рисунки, пиктограммы) в составе требований к товарам, при этом участник вправе не указывать изображение, однако в явной форме должен указать, какому именно изображению соответствует товар и/или его составная часть (компонент). Пункт 1.9: Участник закупки не должен допускать наличия в заявке противоречий, альтернативных двойных (некорректных) сведений в отношении отдельных и взаимосвязанных товаров; представление сведений о товаре должно позволять однозначно соотнести и определить, какое значение присуще конкретному варианту исполнения товара, а также наличие или отсутствие характеристики у конкретного исполнения товара. Пункт 1.10: Сходные товары могут иметь ряд одинаковых показателей, установленных в аукционной документации, но каждый товар индивидуализируется единственным образом только ему присущими характеристиками (показателями и значениями показателей). Пункт 1.11: Обязательными сведениями для представления в первой части заявки являются лишь те сведения, которые представляют собой текстовый формат (доступны для выделения и копирования). Пункт 1.12: Заявка должна быть подготовлена на русском языке и исключать двоякие толкования представленных сведений. Пункт 1.13: Сноски установлены для информирования участников о представленных сведениях и подлежат переносу в первую часть заявки на усмотрение участника. Пункт 1.14: Участник при подаче заявки обязан указать единицы измерения по каждому значению для каждого из требуемых параметров товара, при наличии у такого параметра единиц измерения. Пункт 2: Конкретизации подлежат исключительно значения показателей, но не их наименования. Пункт 2.1: При сопровождении значений показателей, заказчиком, предлогом "от", знаком "", словами "не менее", "не меньше", "не ниже", "не короче" - следует читать их, как указание на то, что участник закупки должен указать конкретные значения показателей, превышающие или равные значениям, установленным в настоящей документации. Пункт 2.2: При сопровождении значений показателей, заказчиком, словами "более", "больше", "выше", "длиннее", знаком ">" - следует читать их, как указание на то, участник закупки должен указать конкретные значения показателей, больше, чем значения, установленные в настоящей документации. Пункт 2.3: При сопровождении значений показателей, заказчиком, словами "менее", "меньше", "ниже", "короче", знаком "<" - следует читать их, как указание на то, что участник закупки должен указать конкретные значения показателей, меньше, чем значения, установленные в настоящей документации. Пункт 2.4: При сопровождении значений показателей, заказчиком, предлогом "до", словами "не более", "не больше", "не выше", знаком "
" - следует читать их, как указание на то, участник закупки должен указать конкретные значения показателей, меньше или равные значениям, установленным в настоящей документации. Пункт 2.5: При сопровождении значений показателей, заказчиком, словами, знаками и предлогами пп.2.1-2.4, в отношении размеров товара, перечисленных через символ "
", например, Д
Ш
В, Д
Г и т.п., означает, что требование установлено в отношении всех значений, перед которым оно указано. Пункт 2.6: В случае если в столбце минимальных значений показателя таблицы требований значение показателя не сопровождается описанными в пп.2.1-2.2 инструкции словами, терминами и знаками, участник закупки в первой части заявки указывает конкретное значение показателя, превышающее (выше) в числовом (количественном) выражении установленное заказчиком. Пункт 2.7: В случае если в столбце максимальных значений показателя таблицы требований значение показателя не сопровождается описанными в пп.2.3-2.4 инструкции словами и знаками, участник закупки в первой части заявки указывает конкретное значение показателя, меньше (ниже) в числовом (количественном) выражении установленного заказчиком. Пункт 2.8: Символ "
" читать как разделитель для цифровых значений и их буквенных обозначений. Пункт 2.9: Описание товаров может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей - в наименовании показателе содержаться сведения, указывающие на их неконкретность. Пункт 3: Значения в графе таблицы "неизменяемые" конкретизации не подлежат. Пункт 3.1: Участником указываются конкретизированные значения показателей (характеристики) предлагаемого товара, без слов "например", "рекомендуется", "предпочтительно", "может (быть)", "возможно", "допускается", не позволяющих однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики. Пункт 3.2: Участником указываются конкретизированные значения показателей (характеристики) предлагаемого товара, без слов "один из", "и/или", "необходимо", "должен (быть)", "требуется", "нужно", "необходимо", "эквивалент", "в пределах", "в интервале", "(не) допускается", не позволяющих однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики. Пункт 3.3: Участником указываются конкретизированные значения показателей (характеристики) предлагаемого товара без слов "от", "до", "или", "либо" не позволяющих однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики, за исключением случаев, когда производитель товара по указываемому показателю не использует конкретное значение, либо положение инструкции прямо обязывает участника не конкретизировать характеристику (значение показателя). Пункт 3.4: Участником указываются конкретизированные значения показателей (характеристики) предлагаемого товара без слов "(не) более", "(не) менее", "(не) больше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) хуже", "(не) выше", знаком "
", "(не) ниже", знаком "<", "(не) длиннее", "(не) короче", знаком "
", "максимум", знаком "
", "минимум", "свыше", "(не) превышать", знаком ">", "максимальный" (и его производных, при наличии), "минимальный" (и его производных, при наличии), - не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики, за исключением случаев, когда производитель товара по указываемому показателю не использует конкретный показатель, либо положение инструкции прямо обязывает участника не конкретизировать характеристику (значение показателя). Пункт 3.5: В случае если вследствие выбора Участником варианта исполнения товара требуемый Заказчиком параметр товара не нормируется нормативно-технической документацией (испытания не проводятся), или параметр не применим к выбранному варианту исполнения товара, то по данному параметру в заявке Участник в свободной форме отображает отсутствие или не нормирование данной характеристики в предлагаемом к поставке варианте исполнения товара, при этом требуемый параметр (наименование показателя) из состава заявки не исключается. Пункт 4: Не подлежат конкретизации параметры товара, по своей сути имеющие диапазонное значение. Пункт 4.1: При одновременном сопровождении значения показателя, заказчиком, предлогами "от х до у", символом (тире) "х-у", где "х" - нижнее цифровое значение показателя, а "у" - верхнее цифровое значение показателя, следует читать их, как указание на то, что участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленному интервалу, включая его крайние значения, за исключением случаев, описанных в настоящей инструкции. Пункт 5: Сочетание союзов в виде "и/или" означает, что участник закупки вправе предложить все варианты исполнения товара, значения показателя и характеристики товаров, разделенные указанным сочетанием, или произвести выбор в соответствии с действием п.5.1 инструкции. Пункт 5.1: При использовании заказчиком союза "либо", следует читать его, как указание на то, что в данном случае участникам закупки необходимо выбрать одно из указанных значений показателей, вариантов исполнения товара или его характеристик, разделенных данным союзом. Пункт 5.2: При использовании заказчиком союза "или" или символов точка с запятой или "/", следует читать их, как указание на то, что участнику закупки необходимо произвести выбор в соответствии с действием п.5.1 инструкции, за исключением случаев, если в НТД и/или по своей сути требуемые характеристики или значения показателей не подразумевают выбор (в том числе при использовании в единицах измерения, дробях и пр.). Пункт 6: Сведения заключенные в скобки "( )" остаются в заявке в неизменном виде. Пункт 6.1: При использовании заказчиком символа ":" следует читать его, как указание на то, что требования содержат перечисление показателей и/или значений показателей, в том числе характеристик. Пункт 6.2: Символы надстрочного исполнения относятся к сноскам и установлены для информирования участников об особенностях представленной информации (за исключением единиц измерения и специальных общепринятых буквенных обозначений, например, химических элементов). Пункт 7: В случае отсутствия указания на единицы измерения показателей и/или некорректное их написание, читать их в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин (с Поправками), в случае некорректного указания наименования показателя (наличие орфографической или технической ошибки), читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов, при наличии регламентирующих нормативных актов, или в соответствии с правилами русского языка и терминологии, в случае отсутствия регламентирующих документов.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона, комиссия обязана отстранить такого участника закупки от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.".
Указанная Инструкция по заполнению первой части заявки не отвечает критериям ясности, простоты, однозначности, создает сложности в подготовке заявки, увеличивает риски отказа в допуске по формальным основаниям.
- Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В частности, в Перечне присутствует код ОКПД 31.09.13 "Мебель деревянная, не включенная в другие группировки".
В Приложении N1 к Техническому заданию представлена спецификация товаров для благоустройства парка "Молодёжный" в селе Александровском Александровского муниципального округа Ставропольского края:
Стол со скамьями без навеса |
шт |
6 |
Скамейка ступени |
шт |
45 |
Диван парковый 2.5 |
шт |
18 |
Скамья полукруглая |
шт |
3 |
Чаша для цветов |
шт |
6 |
Трибуна 3-х рядная |
шт |
1 |
Информационный стенд |
шт |
6 |
Столб для навигации |
шт |
3 |
Заказчиком указаны такие товары как: "Стол со скамьями без навеса", "Скамейка ступени", "Диван парковый", "Скамья полукруглая", которые относятся к коду ОКПД 31.09.13 "Мебель деревянная, не включенная в другие группировки".
На основании изложенного Заказчиком должны были быть установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч.1 ст.33, ч. 1 ст. 64, ст.14 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - Александровский территориальный отдел администрации Александровского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600027421000004 "Благоустройство парка "Молодёжный" в селе Александровском Александровского муниципального округа Ставропольского края - 3-я очередь" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Александровский территориальный отдел администрации Александровского муниципального округа Ставропольского края нарушившим требования ч.1 ст.33, ч. 1 ст. 64, ст.14 Закона N44-ФЗ.
3. В связи с заключением контракта - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
А. М. Резцова
Е. В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 января 2022 г. N 026/06/33-4/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022