Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
в присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ИП Гайструк В. А. - Гайструк В. А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ФКУ Упрдор "Кавказ" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Гайструк В. А. по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100019421000085 "Разработка рабочей документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 668+000 - км 670+107, Чеченская Республика".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Гайструк В. А. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела, в том числе объяснений заказчика, следует:
"Между федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Кавказ", Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Гайструк Викторией Анатольевной (далее - ИП Гайструк В.А., Исполнитель) заключен Государственный контракт N 202 от 12 октября 2021 г. (далее - Контракт) "Разработка рабочей документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 668+000 - км 670+107, Чеченская Республика".
В соответствии с п. 1.1. Контракта в целях реализации программы дорожных работ, Исполнитель принимает на себя обязательства по разработке рабочей документации на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 668+000 - км 670+107, Чеченская Республика", а Заказчик берет на себя обязательства принять работы, и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В силу пункта 1.8. Контракта существенными условиями Контракта для сторон являются: цена, сроки, качество работ.
Согласно пункта 2.1. общая стоимость работ по настоящему Контракту составляет 2 000 000 (два миллиона) рублей 00 копеек.
Согласно пункту 5.4.6. Контракта Исполнитель обязан, в десятидневный срок после заключения Контракта предоставить Заказчику для согласования детализированный календарный график разработки рабочей документации. При наличии замечаний Заказчика Исполнитель обязан их устранить в течение 5(пяти) дней и повторно представить на утверждение Заказчику. С момента утверждения Заказчиком детализированный календарный график разработки рабочей документации становится приложением к Контракту и его неотъемлемой частью.
В свою очередь в нарушение пункта 5.4.6 Контракта Исполнителем не представлен детализированный календарный график на согласование Заказчику, о чем в адрес Исполнителя направлена претензия от 17.11.2021 N 15/7911 с требованием об оплате штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей за неисполнение обязательства, предусмотренного Контрактом.
В соответствии с пунктом 5.4.4. Контракта, Исполнитель обязан согласовать рабочую документацию с заинтересованными организациями.
В свою очередь в нарушение пункта 5.4.4 Контракта Исполнителем не представлено Заказчику подтверждение согласования рабочей документации с заинтересованными организациями, о чем в адрес Исполнителя направлена претензия от 18.11.2021 N 15/7982 с требованием об оплате штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей за неисполнение обязательства, предусмотренного Контрактом.
Пунктом 4.3. Контракта установлены сроки выполнения работ: начало работ: с момента заключения государственного контракта; окончание работ: 15 ноября 2021 г, согласно календарному графику выполнения работ (Приложение N2 к контракту).
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта, календарные сроки выполнения работ и сроки завершения отдельных этапов работ определяются Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту). Невыполнение отдельных этапов работ по вине Исполнителя в соответствии с календарным графиком является основанием для прекращения заказчиком контрактных обязательств по Контракту без выплаты Исполнителю убытков и компенсаций.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить и сдать работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом:, в соответствии с Заданием на разработку рабочей документации (приложение 1 к настоящему Контракту), Календарным графиком выполнения работ (приложение 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта; Выполнить и сдать работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии с Заданием на разработку рабочей документации (приложение 1 к настоящему Контракту), Календарным графиком выполнения работ (приложение 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта; обеспечивать внесение данных об исполнении работ на объекте в Единую информационную систему мониторинга хода реализации транспортной части Комплексного плана (далее- система Эталон) через сервис www.podryadchik24.ru, интегрированный с системой Эталон, а также предоставить заказчику информацию об ответственном исполнителе по внесению информации в данную систему.
Пунктом 6.1. Контракта предусмотрено, что приемке и оплате подлежат полностью законченные этапы и виды работ. При завершении работы Исполнитель представляет Заказчику оформленную рабочую документацию по этапу (виду) работ и акт сдачи-приемки выполненных работ. Передача оформленной в установленном порядке рабочей документации осуществляется сопроводительными документами Исполнителя.
Согласно пункту 6.2. Контракта, при завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ. При завершении работ Исполнитель представляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ).
Исполнителем не выполнены работы в срок, предусмотренный Контрактом на сумму 2 000 000 (два миллиона) рублей 00 копеек (общая стоимость работ по настоящему Контракту).
В силу пункта 7.7. Контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
19.11.2021 года в адрес Исполнителя направлена претензия N 15/8003 с требованием оплаты пени за нарушение сроков исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 11.1. расторжение Контракта возможно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.2. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- задержки Исполнителем начала выполнения работ более чем на 1 месяц по причинам, не зависящим от Заказчика;
- нарушение Исполнителем сроков (более двух раз) выполнения работ, предусмотренных Календарным графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту);
- нарушение Исполнителем (более двух раз) требований по качеству выполнения работ в соответствии с Перечнем нормативных документов
- по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом Заказчик оплачивает Исполнителю только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего Контракта, без возмещения убытков.
По состоянию на 22 ноября 2021 года Исполнитель не представил Заказчику для согласования детализированный календарный график разработки рабочей документации, а следовательно, не приступил к исполнению работ по Контракту.
При этом, Комиссией установлено следующее:
В соответствии с п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
При этом, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела, документов и пояснений заказчика следует, что в данном случае заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Более того, Комиссией установлено, что ИП Гайструк В. А. работы по разработке рабочей документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 668+000 - км 670+107, Чеченская Республика в рамках заключенного контракта выполнялись, что подтверждается актами выполненных работ от 15.11.2021 г. (согласно заключенного контракта - сроки выполнения работ: начало работ: с момента заключения государственного контракта; окончание работ: 15 ноября 2021 г, согласно календарному графику выполнения работ (Приложение N2 к контракту) - то есть в сроки, установленные контрактом.
Таким образом, ИП Гайструк В. А. были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ИП Гайструк В. А. приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ИП Гайструк В. А. включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Гайструк В. А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Гайструк Виктории Анатольевны в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 января 2022 г. N РНП-26-1682
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022