Резолютивная часть объявлена 13.01.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 18.01.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
заявителя - ИП Шурубора А.О., лично,
Заказчика - Акционерного общества прибалтийский судостроительный завод "Янтарь": М.А. Тарик (по доверенности); А.А. Мальцева (по доверенности); А.С. Федорова (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Шурубора А.О. (вх. N 10310 от 29.12.2021) (далее - Заявитель) на действия заказчика - Акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение основных объектов и производств предприятия. Реконструкция и техническое перевооружение основных объектов энергокоммуникаций и производств - 2 этап", открытого акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", г. Калининград, Калининградская область." (извещение N 2035000000121000008) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.12.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. Как полагает Заявитель, установленное Заказчиком требование в пункте 5.1.4 "Проекта контракта" Конкурсной документации о соблюдении положений постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 вводит участников в заблуждение и приводит к ограничению конкуренции, поскольку при подаче заявки не предоставляется информация о соответствии поставляемых товаров требованиям данного постановления.
2. В пункте 12.3 "Проекта контракта" Конкурсной документации установлено требование к предоставлению гарантийных обязательств Генеральным подрядчиком в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе. Как указывает Заявитель, данное положение Закона о контрактной системе распространяется исключительно на установление размера обеспечения контракта, что может вводит участников закупки в заблуждение.
3. В пункте 16.4 Конкурсной документации Заказчиком установлено требование о том, что стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Как полагает Заявитель, установление требования к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
4. В пункте 16.4 Конкурсной документации установлено требование, что дата заключения контракта (договора) должна быть за последние 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе. По мнению Заявителя, установление жестких требований к дате заключения контракта (договора) недопустимо и ведет к ограничению конкуренции.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя, считают свои действия правомерными, жалобу Заявителя не подлежащей удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
10.12.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 2035000000121000008 и Конкурсная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 649 018 570,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1. В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В пункте 5.1.4 Приложения N 4 "Проект контракта" Конкурсной документации установлено, что "Генеральный подрядчик при выполнении Работ по реконструкции Объекта гарантирует соблюдение положений, установленных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
На заседании Комиссии представители Заказчика по данному доводу жалобы пояснили, что источником финансирования контракта являются инвестиционные средства федерального бюджета, в связи с чем исполнителю для достижения результата необходимо выполнить комплекс работ с применением материалов, которые должны удовлетворять требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616.
Комиссия отмечает, что в данном случае требования постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 применяются при исполнении работ по контракту, отдельных требований к участникам Конкурса по данному постановлению не установлено, соответственно конкуренция не может быть ограничена. Довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В пункте 12.3 Приложения N 4 "Проект контракта" Конкурсной документации установлено, что "Генеральный подрядчик обязан внести обеспечение исполнения гарантийных обязательств в размере 1% от начальной (максимальной) цены контракта на сумму 6 490 185 (шесть миллионов четыреста девяносто тысяч сто восемьдесят пять) рублей 70 копеек.
Предоставление Генеральным подрядчиком гарантийных обязательств в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляется не позднее 10 (десяти) рабочих дней до дня подписания Заказчиком акта приемки законченного реконструкцией Объекта по форме КС-11".
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Как указывает Заявитель, данное положение Закона о контрактной системе распространяется исключительно на установление размера обеспечения контракта, что может вводить участников закупки в заблуждение.
По данному доводу Комиссия отмечает, что допущенная Заказчиком техническая ошибка в части указания части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе не изменяет суть данного пункта проекта контракта и не влияет на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме того, по данному вопросу запросов на разъяснение положений Конкурсной документации не поступало, в том числе и от Заявителя, так в соответствии с пунктом 22.2 Конкурсной документации дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации "19" января 2022 года, данным правом Заявитель не воспользовался.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В пункте 16.4 Конкурсной документации регламентирован порядок оценки заявок по критерию опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, так "Оценка показателя происходит исходя из суммарной стоимости исполненных участником закупки контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Участником закупки должны быть представлены следующие документы в подтверждение требований показателя:
- копия(и) исполненного контракта (договора), со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
- копия(и) акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия(и) разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ(ы) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Как полагает Заявитель, установление требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров) и дате их заключения, подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям вышеуказанных Правил и ограничивает конкуренцию.
По данным доводам Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В подпункте 1 пункта 12.2 Конкурсной документации указано, что "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации с правом выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)".
На заседании Комиссии на вопрос Председателя Комиссии Заявитель пояснил, что не является членом саморегулируемой организации. Таким образом, Заявитель не соответствует требованиям, установленным в Конкурсной документации к участникам закупки.
В связи с тем, что Заявитель не является членом СРО соответствующий опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства у него отсутствует, в связи с чем установленный Заказчиком критерий оценки заявок - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема не может нарушать его права и законные интересы.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования по критерию оценки в части предоставления опыта участника закупки установлены по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Учитывая экономическую значимость объекта закупки, начальную (максимальную) цену контракта - 649 018 570,00 рублей, также тот факт, что ранее по данному объекту "выполнение работ по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение основных объектов и производств предприятия. Реконструкция и техническое перевооружение основных объектов энергокоммуникаций и производств - 2 этап", открытого акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", г. Калининград, Калининградская область." Заказчиком уже было проведено три закупки: N 2035000000121000005; N 2035000000121000006; N 2035000000121000007, из которых закупка N 2035000000121000005 признана несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, а по закупкам N 2035000000121000006; N 2035000000121000007 победители конкурсов уклонились от заключения контрактов, а также отсутствие у Заявителя СРО и опыта выполнения работ, информация о котором могла бы быть представлена для оценки по критерию опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы являются необоснованными.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Шурубора А.О. необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии:
|
|
А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 января 2022 г. N 039/06/96-6/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022