Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Почтовая служба "СФЕРА" (далее - Заявитель) на действия НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по печати и доставке квитанций (изв. N 2056700000121000199),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 2056700000121000199 НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по печати и доставке квитанций.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.12.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 27 650 400,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.01.2021 г.
По мнению подателя жалобы, Заказчиком, в нарушение требований Закона о закупках объединены в один лот разнородные услуги, что приводит к ограничению количества участников закупки. Более того, Заявитель считает, что Заказчиком установлены критерии оценки заявок, которые также ограничивают количество участников закупки. Ограничивающим и противоречащим законодательству о закупках, согласно доводам жалобы, является также требование к сроку действия лицензии, установленное Заказчиком.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ч.2 ст.8 Закона о закупках установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.10 раздела 5 информационной карты конкурсной документации, описание объекта закупки, количество/объем и условия оказания услуг установлены в Приложении N 3 "Техническое задание", в Приложении N 4 "Проект Договора".
Так, в п.2.1 технического задания установлено, что целью проведения закупки является заключение договора на оказание услуг по печати, мейлированию, упаковке и адресной доставке квитанций до конечного получателя.
В пункте 6 технического задания установлены требования к характеристикам и результату оказываемых услуг. Так, согласно техническому заданию Исполнителю необходимо произвести полную предпечатную подготовку квитанций, включающую разработку макета квитанции и ежемесячное направление на согласование с Фондом контрольного образца квитанции; двустороннюю печать квитанций; мейлирование и рассылку (доставку) квитанций до почтовых ящиков получателей на территории г. Перми и Пермского края, при отсутствии почтовых ящиков - обеспечение оставления квитанции в дверном проеме квартиры; обеспечение контроля качества рассылки и доставки квитанции.
При этом при оказании услуг Исполнитель несет затраты по организации защищенного канала связи для передачи данных в соответствии Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", закупке бумаги, расходных материалов, упаковочной тары, транспортной логистики, которые наряду с прочими затратами включены в стоимость услуг.
Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Комиссией установлено, что Заказчиком, в рамках оспариваемой закупки приобретаются технологически и функционально связанные услуги.
Комиссия также отмечает, что жалоба не содержит документальных доказательств того, что закупка услуг по печати и доставке квитанций в рамках одной закупки ограничивает право Заявителя принять участие в упомянутой закупке. Более того, ООО "Почтовая служба "Сфера", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие оборудования, которое обеспечивало бы потребность Заказчика в печати и мейлировании квитанций, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены ч.4, ч.6 ст.54.4 Закона о закупках.
При этом Законом о закупках установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе (п.6 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках).
Аналогичные требования установлены п.п.2,3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации.
Согласно п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 3акона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, в установленном порядке оценки должна четко прослеживаться зависимость между предложением участника, оценкой его заявки в целях выявления лучшего условия исполнения контракта.
В п.27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 конкурсной документации.
Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
"Цена контракта" - значимость критерия - 60%. "Квалификация участников конкурса" - значимость критерия - 40%. В рамках последнего критерия установлен в том числе следующий показатель:
- "Опыт участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса".
При этом установлено, что предмет оценки - количество заключенных и исполненных участником конкурса контрактов (договоров) по выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса (далее - контракты).
*Под сопоставимыми по характеру и объему предмету конкурса работами** (услугами) для оценки по данному показателю понимаются:
- опыт оказания услуг по печати и доставке квитанций и(или) оказание аналогичных услуг, включающих печать и доставку почтовых отправлений, не являющихся квитанциями (например, документов по делам об административных правонарушениях, счетов операторов связи, пересылаемых в неконвертированном (мейлированном) виде).
Работы (услуги) по контрактам (договорам), выполненные в период за предшествующий год до даты публикации настоящего извещения сопоставимых с предметом договора**, со всеми приложениями и копиями товарных накладных, актов приемки оказанных услуг (выполненных работ), подписанных со стороны участника конкурса и заказчика. При этом стоимость каждого из ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
** Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта и(или) техническом задании.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках, Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают квалификацию участников закупки. Следовательно, документы могут определяться Заказчиком самостоятельно в целях выявления в результате конкурса участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Комиссия приходит к выводу, что критерий оценки заявок, установленный Заказчиком, не противоречит положениям Закона о закупках, Правилам.
Более того, отсутствие у участника закупки опыта успешного оказания услуг, сопоставимых по характеру с предметом настоящего конкурса не препятствует подаче заявки на участие в конкурсе, в том числе не ограничивает право ООО "Почтовая служба "Сфера" на участие в оспариваемой закупке.
Таким образом данный довод жалобы не может быть признан обоснованным, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не установлено.
В ч.1 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Во исполнение указанных требований в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, в п.2 раздела 6 информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено требование о соответствии участников закупки требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.
При этом в п.3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации (в редакции, действующей на дату подачи жалобы) установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в числе прочего, копию действующей на весь срок действия договора лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданной в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
При этом, как верно отмечено подателем жалобы, в соответствии с ч.3 ст.33 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 г. "О связи", срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на тот же срок, на который она была предоставлена первоначально, или на иной срок, который не превышает срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи. Заявление о продлении срока действия лицензии направляется в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока действия лицензии. Для продления срока действия лицензии лицензиат должен представить документы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона. Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом на основании представленных документов в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления указанных документов.
Таким образом, при окончании срока действия лицензии в период действия контракта по оспариваемой закупке, лицензия может быть продлена Исполнителем согласно требованиям законодательства. При этом участник закупки, соответствующий требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках на дату подачи заявки на участие в конкурсе не вправе подать заявление о продлении срока действия лицензии ранее срока, установленного упомянутой выше статьей Закона "О связи". Следовательно, участники, фактически соответствующие требованиям законодательства, но не имеют возможность принять участие в закупке.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, установившим требование о том, что срок действия лицензии участника закупки, копию которой такой участник предоставляет в составе второй части заявки, должен распространяться на весь период действия контракта, ограничено количество возможных участников открытого конкурса.
В указанных действиях Заказчика имеется нарушение п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 30.12.2021 г. Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию. Согласно редакции, действующей на дату рассмотрения настоящей жалобы, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе должна содержать, в числе прочего, копию действующей лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданной в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
При этом указано, что в случае окончания срока действия лицензии на оказание услуг почтовой связи во время исполнения договора, участник конкурса обязан не позднее дня, следующего за днем окончания действия предыдущей лицензии предоставить новую лицензию на оказание услуг почтовой связи, выданной в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Таким образом, Заказчиком устранено нарушение, выявленное в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
В связи с изложенным, с учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Почтовая служба "СФЕРА" на действия НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по печати и доставке квитанций (изв. N 2056700000121000199), обоснованной в части довода относительно установления требований Заказчиком к сроку действия лицензии.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку 30.12.2021 г. Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022