Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение МКУ "Служба благоустройства г.Березники" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альба" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на благоустройство площади Юбилейная (изв. N 0156300046621000212),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300046621000212 Администрацией города Березники (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектной документации на благоустройство площади Юбилейная. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 510 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "Альба" заключен контракт N 0156300046621000212 на сумму 1 127 350,00 руб.
В связи с тем, что работы не выполнены Подрядчиком в полном объеме в регламентированный контрактом срок, 18.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 8.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 18.11.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), отправлено электронной почтой, Почтой России заказным письмом с уведомлением, а также телеграммой. 22.11.2021 г. Заказчиком получена телеграмма о том, что ООО "Альба" по адресу, указанному в контракте отсутствует. 22.11.2021 г. - дата надлежащего уведомления ООО "Альба". Решение Заказчика вступило в силу 03.12.2021 г.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ч.1 ст.708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с ч.2 ст.715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на благоустройство площади Юбилейная (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектная документация, согласованная в установленном порядке с эксплуатирующими организациями, и сметная документация, выполненная на основании федеральных сметных нормативов, с применением базисно-индексного метода расчета ФЕР-2001 (в редакции 2020 изм. 1-н), с применением индекса Минстроя на текущий квартал.
Сметная документация - Состав лимитированных затрат должна быть согласована с Заказчиком. Состав и формы сметной документации должны быть разработаны в соответствии с методикой 421/пр. от 04.08.2020 г.
При разработке сметной документации должен быть использован программный комплекс Гранд- смета. . Разработанная документация должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, требованиям Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.3. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок выполнения работ: 40 (сорок) календарных и 80 (восемьдесят) рабочих дней, из которых:
- в течение 40 календарных дней с даты заключения контракта необходимо выполнить инженерные изыскания, разработать текстовую и графическую часть эскизной документации, согласовать документацию со структурными подразделениями администрации города Березники (управлением благоустройства, управлением архитектуры и градостроительства, управлением культуры, МКУ
"Служба благоустройства") - 1 стадия разработки проектной документации;
- в течение 80 рабочих дней со дня согласования Заказчиком документов, разработанных на 1 стадии, разработать проектную документацию и прилагаемые документы, согласовать проектную документацию с организациями, выдавшими технические условия на присоединение и владельцами сетей, попавших в границы участка проектируемого объекта, утвердить проектную документацию Заказчиком.
В срок выполнения работ входит срок на проведение обследования, разработку проектно-сметной документации, согласование проектно-сметной документации с эксплуатирующими и надзорными органами, а так же срок на устранение выявленных замечаний и срок на приемку результата выполненных работ, установленный Контрактом.
Таким образом, исходя из положений контракта, работы должны быть сданы в полном объеме в срок до 24.11.2021 г. Вместе с тем на дату расторжения контракта, 18.11.2021 г. Подрядчиком не сданы работы по 1 стадии разработки.
Согласно пояснениям представителя Подрядчика, 15.06.2021 г. Заказчиком переданы исходные данные. После этого ООО "Альба" незамедлительно приступило к исполнению обязательств по контракту.
15.07.2021 г. в соответствии с требованиями контракта ООО "Альба" направлен на согласование Заказчику эскизный проект, разработанный в рамках 1 стадии разработки проектной документации.
28.07.2021 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлены замечания к эскизному проекту (исх.N922), которые по мнению представителей ООО "Альба" не соответствовали требованиям технического задания.
03.08.2021 г. Подрядчик передал Заказчику на согласование доработанный эскизный проект, который вновь не был согласован Заказчиком.
В период с 03.08.2021 г. по 06.10.2021 г. Подрядчик неоднократно дорабатывал эскизный проект, в соответствии с замечаниями Заказчика.
28.10.2021 г. Заказчик уведомил Подрядчика о полученных замечаниях от Управления архитектуры и градостроительства администрации города (исх.N1313), потребовал учесть данные замечания в эскизном проекте.
01.11.2021 г. ООО "Альба" направило в адрес Заказчика доработанный эскизный проект, результаты инженерно-геодезических изысканий, акт по форме КС-2 и счет на оплату выполненных работ.
11.11.2021 г. Заказчик уведомил Подрядчика о приемке выполненных работ, предложил оплатить принятые работы и расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Вместе с тем, 18.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что сведения об ООО "Альба" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Альба" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 января 2022 г. N РНП-59-009
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022