Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - врио заместителя руководителя управления А.А. Кириллова, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный государственный инспектор А.В. Меньшикова, ведущий специалист - эксперт А.П. Безруких (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОФ Ягуар" на действия заказчика - Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)", номер извещения N0319300003421000640, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319300003421000640, установила следующее.
Существо жалобы: составление документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление (исх.N 19368 от 30.12.2021) о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 13 января 2021 года в 16 часов 00 минут к интернет-видеоконференции представитель заказчика и представитель подателя жалобы не подключились.
Из содержания жалобы следует, что аукционная документация составлена заказчиком с нарушением требований законодательства. А именно, по мнению подателя жалобы, заказчиком не правомерно установлены требования о том, что сотрудники охранной организации, выезжающие по сигналу "Тревога", поступившему из охраняемого объекта заказчика должны иметь разрешение на хранение и использование служебного автоматического огнестрельного оружия и специальных средств (наручники, резиновые палки).
Заказчиком, представлены пояснения, согласно которым, заказчиком в части описания закупки внесены изменения в соответствии с требованиями законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)".
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона).
Согласно статье 16 Закона РФ N 2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ N 2487-1. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Перечень видов вооружения охранников, нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами и правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества установлены Постановлением правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, Комиссия пришла к выводу, что законодатель устанавливает перечень возможных видов вооружения охранников и нормы обеспечения в зависимости от вида оружия, при этом, право выбора конкретного вида и типа оружия (из перечня, установленного Постановлением) принадлежит охранной организации, а не субъектам охраны (заказчикам). При этом, из Постановления следует равноценность и равноприменимость оружия, установленного законодателем а таком перечне.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
При этом, согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с техническим заданием (приложение N1 к информационной карте) установлены следующие требования и условия оказания услуг: "Сотрудники охранной организации, выезжающие по сигналу "Тревога", поступившему из охраняемого объекта Заказчика должны иметь разрешение на хранение и использование служебного автоматического огнестрельного оружия и специальных средств (наручники, резиновые палки)".
Проанализировав правовые нормы и аукционную документацию, Комиссия пришла к выводу, что законодатель устанавливает перечень возможных видов вооружения охранников и нормы обеспечения в зависимости от вида и типа оружия, при этом, право выбора конкретного вида и типа оружия (из перечня, установленного Постановлением N 587) принадлежит охранной организации, а не субъектам охраны (заказчикам) в зависимости от предназначения такого оружия и имеющихся у субъектов охраны ресурсов с учетом требований, в том числе Закона РФ N 2487-1, Постановления правительства РФ от 14.08.1992 N 587, Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". При этом из Постановления следует равноценность и равноприменимость оружия, установленного законодателем в таком перечне, в частности типов служебного оружия, поскольку из Постановления однозначно следует, что в качестве служебного оружия может быть использовано огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства или огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства, или огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
Таким образом, Комиссия установила, что такие требования противоречат нормам, установленным частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик (уполномоченный орган) не вправе устанавливать требования к наличию у участников закупки (в том числе, победителя закупки) производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией так же установлено, что описание объекта закупки (приложение N1 к информационной карте) противоречит требованиям к содержанию и составу второй части заявки.
В информационной карте п. 21 заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в том числе: "документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в п.п. 1 п. 18 Информационной карты или копии этих документов:
- копия действующей лицензии на охранную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Виды работ, входящие в состав лицензируемой деятельности:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В техническом задании (описание объекта закупки) заказчику требуется: "Оказание услуг по охране объекта Управления образования через пульт централизованной охраны (ПЦО) и кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП) в 2022 году"
Требования к оказанию услуг:
После срабатывания тревожной кнопки Исполнитель должен обеспечить передачу тревоги на пульт централизованного наблюдения (ПЦН). Вывод сигналов на ПЦН должен быть организован без дополнительных материальных затрат заказчика на адаптацию. Исполнитель обязан обеспечить контроль каналов передачи тревожных извещений из охраняемых объектов заказчика и экстренному выезду наряда по сигналу "Тревога", поступившему из охраняемого объекта заказчика на ПЦН, для принятия мер к задержанию лиц, создавших угрозу личной безопасности работников Заказчика и (или) угрозу хищения, повреждения, уничтожения имущества Заказчика. Исполнитель должен обеспечить:
- Прием сигналов постановки под охрану и снятие охраняемых объектов Заказчика с охраны на ПЦН.
- Автоматизированный контроль комплексов технических средств охранной сигнализации, установленных на объектах заказчика.
- Прием тревожных сигналов с объектов заказчика на ПЦН.
- Незамедлительный выезд группы задержания для принятия мер к задержанию лиц, создавших угрозу хищения, повреждения, уничтожения имущества заказчика или угрозу безопасности лиц, находящихся в здании.
- Исполнитель должен иметь права и возможности задержания и изолирования лиц, подозреваемых в совершении правонарушения или преступления в отношении граждан и охраняемого имущества, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
- Система дислокации групп задержания Исполнителя должна позволять круглосуточно прибывать на охраняемый объект не более 3-х минут.
- С целью своевременного прибытия резервных групп по сигналу тревожной кнопки для ликвидации возникших угроз, Исполнитель должен иметь в своем распоряжении автотранспорт, имеющий соответствующие опознавательные цветографические схемы, окраску и оборудованного средствами связи.
- Сотрудники охранной организации, выезжающие по сигналу "Тревога", поступившему из охраняемого объекта Заказчика должны иметь разрешение на хранение и использование служебного автоматического огнестрельного оружия и специальных средств (наручники, резиновые палки).
- Контроль за охраняемыми объектами заключается в централизованном наблюдении за каналом передачи тревожного извещения с момента приема охраняемого объекта на ПЦН до его снятия с ПЦН.
- Сообщать в дежурную часть органа внутренних дел и заказчику о фактах нарушения целостности объекта в охраняемое время и до прибытия представителей Заказчика и следственно-оперативной группы полиции обеспечивать неприкосновенность места происшествия и охрану объекта.
- При наличии заявления Заказчика о причиненном в охраняемое время ущербе при невыполнении Исполнителем своих обязательств, участвовать в определении размера этого ущерба и в сверке остатков материальных ценностей.
- В случае отключения электроэнергии, нарушения каналов связи охранной сигнализации с ПЦН, нарушения технической укрепленности объекта, выхода из строя средств охранной сигнализации при невозможности оперативного восстановление их работоспособности Исполнитель должен осуществить замену вида охраны до передачи охраняемого объекта под охрану полномочным представителям заказчика.
Данные требования соответствуют третьему виду охранных услуг: "охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию".
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии копии лицензии по второму виду охранной деятельности, что нарушает требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из анализа аукционной документации Комиссией так же установлено, что заказчиком, предъявлено требование к предоставлению именно копий действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, по видам услуг, в соответствии с частью третьей статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем, с 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Возможность предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участнику закупки закупочной документацией не предоставляется. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушает требования положений Закона о контрактной системе. Установив требование о возможности подтвердить свое соответствие аукционной документации только путем предоставления копии лицензии, нарушают права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям аукционной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, по видам услуг, в соответствии с частью третьей статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", что нарушает требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ОФ ЯГУАР" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии, оператору электронной площадке отменить протоколы принятые в ходе проведения закупки.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 7 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе. Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии А.В. Меньшикова
А.П. Безруких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 января 2022 г. N 024/06/105-3409/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022