Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - врио заместителя руководителя управления А.А. Кириллова, члены Комиссии - ведущий специалист - эксперт А.П. Безруких, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Данделион" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 1" (далее - заказчик), при проведении электронного аукциона ЭА-N-18922/21 "Оказание услуг по проведению заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза для нужд КГБУЗ ККПТД N 1 в 2022 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Данделион" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000121018682.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
13.01.2022 к интернет - видеоконференции подключились представители заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, подтвердившие свои полномочия и личность надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик не установил требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом деятельности "эпидемиология" (в соответствии статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик и уполномоченный орган не согласились, подробно изложив свою позицию в представленных письменных пояснениях.
В связи с необходимостью дополнительного изучения полученных с целью рассмотрения жалобы документов, комиссией Красноярского УФАС России было принято решение рассмотрение жалобы отложить до 14 часов 10 минут 14.01.2022.
После перерыва рассмотрение жалобы по существу осуществляла комиссия Красноярского УФАС России в том же составе.
На рассмотрении жалобы по существу 14.01.2022 к интернет - видеоконференции подключились представители заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, подтвердившие свои полномочия и личность надлежащим образом.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза для нужд КГБУЗ ККПТД N 1 в 2022 году.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно указанных выше норм закона о контрактной систем требование к участникам закупки устанавливает заказчик исходя из объекта закупки, определенного с учетом своих потребностей.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что заказчиком в пунктах 5.1 "Требования к участникам закупки" и 5.4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты не установлены требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом деятельности эпидемиология (в соответствии статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно описанию объекта закупки, изложенному в приложении N 1 к информационной карте, предметом закупки является оказание услуг по проведению заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза для нужд КГБУЗ ККПТД N 1 в 2022 году. В описании объекта закупки указаны условия оказания услуг: "Заключительная дезинфекция помещений, мест общего пользования с камерной обработкой вещей и постельных принадлежностей в очагах туберкулеза проводится Исполнителем своими силами и средствами с использованием расходных материалов, оборудования и транспорта, необходимых для проведения дезинфекции".
В пункте 7 описания объекта закупки установлено, что услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями:
"- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность";
- Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н;
- Приказ Минздрава СССР от 03.09.1991 N 254 "О развитии дезинфекционного дела в стране";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Приказ Минздрава России от 21.03.2003 N 109 (ред. от 05.06.2017) "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500);
- Организация и содержание противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза. Методические указания N 2000/185" (утв. Минздравом РФ 28.04.2001)".
Как установлено в статьях 1, 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 3.3686-21) "настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения РФ. Санитарные правила устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения РФ".
В пунктах 864, 866 СанПин 3.3686-21 указано, что в очагах туберкулеза проводится текущая и заключительная дезинфекция. Заключительная дезинфекция в очагах туберкулеза осуществляется специализированными организациями, осуществляющими деятельность по профилю "дезинфектология", имеющими лицензию на медицинскую деятельность, не позднее 24 часов с момента получения заявки во всех случаях выбытия больного из домашнего очага (в больницу, санаторий, при изменении места жительства, выбытии больного из очага на длительный срок, смерти больного).
Пункт 868 СанПин 3.3686-21 указывает, что заключительная дезинфекция проводится организациями, осуществляющими деятельность по профилю "дезинфектология", имеющими лицензию на медицинскую деятельность
Также в пункте 869 СанПин 3.3686-21 установлено, что заключительная дезинфекция в очагах туберкулеза проводится организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.
Как видно из указанного выше в СанПин 3.3686-21 установлено, что при проведении заключительной дезинфекции необходимо оказывать услуги по профилю "дезинфектология".
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852) установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскою деятельность.
Как указано в статье 2 Постановление N 852 "выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением".
С 1 сентября 2021 года из вышеуказанного перечня исключены, в частности, работы (услуги) по дезинфектологии и эпидемиологии.
Из пояснительной записки к проекту новления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects#npa=85842), следует, что из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить работы (услуги) по "дезинфектологии", так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по "дезинфектологии", а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм (страницы 6,7 Пояснительной записки).
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что законодателем были исключены из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работы (услуги) по "дезинфектологии" не по причине того, что законодатель считает, что такие работы (услуги) относятся к виду деятельности "эпидемиология" и могут выполняться (оказываться) только теми лицами, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность, предоставляющую правовые основания выполнять работы (оказывать услуги) по эпидемиологии, а по причине того, что законодатель пришел к выводу об отсутствии необходимости лицензирования деятельности по выполнению таких работ (оказанию таких услуг).
Кроме того Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что в Постановлении N 852 представлен также перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в котором отсутствуют такие виды деятельности как дезинфектология и эпидемиология, в связи с чем Комиссия по рассмотрению жалобы приходит также к выводу, что законодатель не считает дезинфектологию и эпидемиологию тождественными видами деятельности.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
При этом если законодательством РФ не предусмотрена для выполнения работ (оказания услуг) необходимость наличия лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Из системного толкования указанных выше документов следует, что заказчик в рамках рассматриваемой закупки не имел правовых оснований требовать от участников закупок наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом работ "эпидемиология".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в расмотренных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Данделион" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 января 2022 г. N 024/06/105-7/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022