Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
рассмотрев материалы Заказчика - ФБУЗ "МСЧ N52" ФМБА России о включении сведений об ООО "Драйв Групп" (далее - Победитель электронного аукциона, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
29.12.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФБУЗ "МСЧ N52" ФМБА России (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Драйв Групп" (далее - Победитель) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по найму автотранспортных средств для перевозки медицинского персонала (извещение N 0340100003021000301).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ред. от 02.07.2021 г. N 79 (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 13.01.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты. Победитель электронного аукциона, извещенный о рассмотрении материалов РНП надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 г. N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы (проект контракта N 301/2021, протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта от 28.12.2021 г., копия протокола подведения итогов от 17.12.2021 г., протокол проведения электронного аукциона от 16.12.2021 г., скриншот страницы Оператора электронной площадки "Общая информация по контракту", скриншот Единой информационной системы) об уклонении участника электронного аукциона от заключения контракта, поскольку в регламентированные сроки, проект контракта Обществом не был подписан, в связи с чем 28.12.2021 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.12.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340100003021000301 на оказание услуг по найму автотранспортных средств для перевозки медицинского персонала; начальная (максимальная) цена контракта - 904 012,80.; размер обеспечения исполнения контракта - 90 401,28 рублей (10 % от начальной (максимальной) цены контракта); дата окончания подачи заявок 15.12.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 15.12.2021 г., заявка ООО "Драйв Групп" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
16.12.2021 г. электронный аукцион признан не состоявшимся (Протокол N0340100003021000301-6) в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения аукциона, ни один из участников не подал предложение о цене контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 г. N0340100003021000301-3, Единая комиссия рассмотрела вторые части заявок на соответствие требованиям. Так как заявка Общества была подана ранее других участников, Заказчиком принято решение заключить контракт с ООО "Драйв Групп".
21.12.2021 г. Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта и направлен Победителю для подписания.
Согласно ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, 22.12.2021 г. в связи с рассмотрением жалобы индивидуального предпринимателя (N 043/06/64-1112/2021) было приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта Заказчиком. По результатам рассмотрения жалобы 28.12.2021 г. отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N 0340100003021000301.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 12 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно информации из ЕИС (журнал событий данной закупки), а так же информации, представленной Заказчиком, регламентированный срок для подписания проекта контракта - 23-59 ч. 27.12.2021 г., по состоянию на 28.12.2021 г. Победитель проект контракта не подписал, о чем Заказчик проинформирован электронной торговой площадкой 28.12.2021 г. в 01:21 ч. На основании указанной информации, Заказчиком принято решение признать Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.12.2021 г. N ППУ1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 г. N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд ложатся на самого участника закупки.
Согласно пп. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 в редакции от 30.06.21. г. N 1 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Уклонение Общества от заключения контракта означает не только невозможность заключения с ним соответствующего контракта, но и влечет нарушение интересов Заказчика, которые охраняются единой и обязательной для всех процедурой проведения закупки.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки подписать проект контракт. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия уклонения от заключения контракта.
Таким образом, Победитель бездействовал во время законного срока заключения контракта, не подписал проект контракта, не представил обеспечение исполнения контракта, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не принял, письменных объяснений не представил, на заседание Комиссией Кировского УФАС России явку представителя не обеспечил.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что сведения в отношении ООО "Драйв Групп" подлежат включению в Реестр.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "Драйв Групп":
1) Наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Драйв Групп" (193079, г. Санкт-Петербург, ул. Новосёлов, д. 8, Литера А, Офис 419/1, ИНН);
2) Генеральный директор и учредитель: (ИНН);
3) Дата подведения итогов закупки N 0340100003021000301 - 17.12.2021 года;
4) Объект закупки - оказание услуг по найму автотранспортных средств для перевозки медицинского персонала, цена контракта - 904 012,80 рублей;
5) Основание включения - уклонение победителя от заключения контракта.
Дата события (дата признания участника закупки уклонившимся) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.12. 2021
|
10.01.2022 |
29.12.2021 |
0 |
29.12.2021 |
13.01.2022 |
13.01.2022 |
0 |
18.01.2022 |
20.01.2022 |
2 |
2 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 января 2021 г. N 043/06/104-2/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022