Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Генерала Плиева, д.18) при осуществлении закупки на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года (электронный аукцион N0310200000321003116, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
24 декабря 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия АМС г.Беслан при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержит требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в Аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии), а также наименования страны происхождения товаров, в то время как объектом рассматриваемого Аукциона являются работы, для выполнения которых используется товар, а не поставка товара.
Кроме того Заявитель считает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчиком при проведении рассматриваемой закупки не установлены условия и ограничения, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Беслан представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 декабря 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321003116 на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 16.12.2021 должностным лицом ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Заказчиком в ТЗ указаны товары, используемые при выполнении закупаемых работ с указанием требуемых характеристик этих товаров, в том числе:
- полиэтиленовые мешки для мусора N1, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком указано - мешки должны быть из полиэтилена высокого давления с завязками. Объем: не менее 50 л. не более 60 л. Тип мешков I- VII. Должны выдерживать вес массой свыше 20 до 30 кг или до 20 кг. Цвет: черный/синий. Ширина дна для мешков типов III и IV должна быть 130-170 мм. Ширина клапана - 85-130 мм. Ширина манжеты клапана - 95-140 мм. Мешки должны иметь швы шириной (43) мм. Сварные швы мешков должны быть по всей длине ровными, без прожженных мест и складок, клеевой шов должен быть ровным, без непроклеенных мест и складок. Прочность при растяжении сварного шва мешка должна быть не менее 60% прочности пленки при растяжении в продольном направлении. Мешки не должны иметь слипания внутренних поверхностей. Мешки должны быть без надрывов, трещин и сквозных отверстий. Для изготовления мешков применяют рукавную полиэтиленовую пленку марки Н по ГОСТ 10354. Может быть тип мешков термо-сварной с открытым верхом. Мешки изготовляют из пленки толщиной: (0,200
0,030) \ (0,150
0,030)мм;
- полиэтиленовые мешки для мусора N2, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком указано - мешки должны быть изготовлены из полиэтилена высокого давления. Объем: не менее 60 л. не более 160 л. Мешки должны быть из полиэтилена высокого давления с завязками/без завязок. Тип мешков I- IV. Должны выдерживать вес массой свыше 30 до (501) кг. Цвет: черный/синий. Ширина дна для мешков типов III и IV должна быть 130-170 мм. Ширина клапана - 85-130 мм. Ширина манжеты клапана - 95-140 мм. Мешки должны иметь швы шириной (4
3) мм. Сварные швы мешков должны быть по всей длине ровными, без прожженных мест и складок, клеевой шов должен быть ровным, без непроклеенных мест и складок. Прочность при растяжении сварного шва мешка должна быть не менее 60% прочности пленки при растяжении в продольном направлении. Мешки не должны иметь слипания внутренних поверхностей. Мешки должны быть без надрывов, трещин и сквозных отверстий. Для изготовления мешков применяют рукавную полиэтиленовую пленку марки Н по ГОСТ 10354. Может быть тип мешков термо-сварной с открытым верхом. Мешки изготовляют из пленки толщиной: (0,200
0,030) \ (0,220
0,030)мм,
и так далее.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию для проведения электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом подпунктом 2 пункта 6.1 Аукционной документации установлено, что при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации, также должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, Аукционной документацией, в том числе проектом контракта, в силу требований части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе являющимся неотъемлемой частью Аукционной документации, поставка товаров в ходе выполнения закупаемых работ не предусмотрена и для участия в нем потенциальным участникам Аукциона необходимо выразить лишь согласие, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации.
Аналогичное утверждение АМС г.Беслана отразила в своих объяснениях по существу жалобы.
При этом, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, а также доводы, свидетельствующие об обратном, не предоставил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Так, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, указанных в Приложениях N1 и N2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе Заявитель указал, что ТЗ содержит товары, которые содержатся в Приложении N1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, такие как: - 23.6 "Изделия из бетона, цемента, гипса" (позиция ТЗ - Камни бортовые); - 25 "Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования" (позиция ТЗ - Знаки дорожные); - 27.40 "Оборудование электрическое осветительное" (позиция ТЗ - Светильники уличные).
Вместе с тем согласно положениям Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н указанные ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, распространяются на закупки, предусматривающие поставку товара.
При этом объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по уборке улиц, а не поставке товара.
Также, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 (далее - ПП РФ от 30.04.2020 N617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также утвержден Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из ПП РФ от 30.04.2020 N617 также следует, что ограничения применяются исключительно при проведении закупок на поставку товаров.
Однако, как указано выше, в рамках рассматриваемой закупки поставка товаров не предусмотрена, а предметом рассматриваемой закупки являются работы по уборке улиц, для выполнения которых используются товары.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан при проведении электронного аукциона N0310200000321003116 на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 10 января 2022 г. N А01-01/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022