Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан (Республика Северная Осетия - Алания, г.Беслан, ул.Генерала Плиева, д.18) при осуществлении закупки на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года (электронный аукцион N0310200000321003116, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТИГМАТРАНС" на действия АМС г.Беслан при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку по ряду позиций Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлены показатели характеристик требуемых к поставке товаров, значения которых становятся известными только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя влечет за собой ограничение конкуренции в рамках рассматриваемой закупки.
Кроме того Заявитель считает, что в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона на установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников рассматриваемой закупки дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Беслан представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 декабря 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321003116 на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 16.12.2021 должностным лицом ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Заказчиком в ТЗ указаны товары, используемые при выполнении закупаемых работ с указанием требуемых характеристик этих товаров, в том числе:
- полиэтиленовые мешки для мусора N1, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком указано - мешки должны быть из полиэтилена высокого давления с завязками. Объем: не менее 50 л. не более 60 л. Тип мешков I- VII. Должны выдерживать вес массой свыше 20 до 30 кг или до 20 кг. Цвет: черный/синий. Ширина дна для мешков типов III и IV должна быть 130-170 мм. Ширина клапана - 85-130 мм. Ширина манжеты клапана - 95-140 мм. Мешки должны иметь швы шириной (43) мм. Сварные швы мешков должны быть по всей длине ровными, без прожженных мест и складок, клеевой шов должен быть ровным, без непроклеенных мест и складок. Прочность при растяжении сварного шва мешка должна быть не менее 60% прочности пленки при растяжении в продольном направлении. Мешки не должны иметь слипания внутренних поверхностей. Мешки должны быть без надрывов, трещин и сквозных отверстий. Для изготовления мешков применяют рукавную полиэтиленовую пленку марки Н по ГОСТ 10354. Может быть тип мешков термо-сварной с открытым верхом. Мешки изготовляют из пленки толщиной: (0,200
0,030) \ (0,150
0,030)мм;
- полиэтиленовые мешки для мусора N2, в описании требуемых характеристик которых Заказчиком указано - мешки должны быть изготовлены из полиэтилена высокого давления. Объем: не менее 60 л. не более 160 л. Мешки должны быть из полиэтилена высокого давления с завязками/без завязок. Тип мешков I- IV. Должны выдерживать вес массой свыше 30 до (501) кг. Цвет: черный/синий. Ширина дна для мешков типов III и IV должна быть 130-170 мм. Ширина клапана - 85-130 мм. Ширина манжеты клапана - 95-140 мм. Мешки должны иметь швы шириной (4
3) мм. Сварные швы мешков должны быть по всей длине ровными, без прожженных мест и складок, клеевой шов должен быть ровным, без непроклеенных мест и складок. Прочность при растяжении сварного шва мешка должна быть не менее 60% прочности пленки при растяжении в продольном направлении. Мешки не должны иметь слипания внутренних поверхностей. Мешки должны быть без надрывов, трещин и сквозных отверстий. Для изготовления мешков применяют рукавную полиэтиленовую пленку марки Н по ГОСТ 10354. Может быть тип мешков термо-сварной с открытым верхом. Мешки изготовляют из пленки толщиной: (0,200
0,030) \ (0,220
0,030)мм,
и так далее.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию для проведения электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом подпунктом 2 пункта 6.1 Аукционной документации установлено, что при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации, также должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, Аукционной документацией, в том числе проектом контракта, в силу требований части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе являющимся неотъемлемой частью Аукционной документации, поставка товаров в ходе выполнения закупаемых работ не предусмотрена (что также указано самим Заявителем в жалобе) и для участия в нем потенциальным участникам Аукциона необходимо выразить лишь согласие, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 1 пункта 6.1 Аукционной документации.
Аналогичное утверждение АМС г.Беслана отразила в своих объяснениях по существу жалобы.
При этом, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, а также доводы, свидетельствующие об обратном, не предоставил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, частями 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Также пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 (далее - ПП РФ от 04.02.2015 N99) утверждены:
- дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающе соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям;
- дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также документы, подтверждающе соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 1 ПП РФ от 04.02.2015 N99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 ПП РФ от 04.02.2015 N99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно Приложению N2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N2 к настоящему постановлению.
Вместе с тем, информация о дополнительных требованиях, предусмотренных ПП РФ от 04.02.2015 N99 как в Извещении о проведении Аукциона, так и Аукционная документация Заказчиком не указана, поскольку установление дополнительных требований при закупке работ по уборке улиц ПП РФ от 04.02.2015 N99 не предусмотрено.
Следовательно Извещение о проведении Аукциона не может и не должно содержать перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, поскольку они при проведении рассматриваемой закупки не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан при проведении электронного аукциона N0310200000321003116 на выполнение работ по уборке улиц г.Беслана в первом полугодии 2022 года.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2021 г. N А657-12/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022