Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" - Ершова Лариса Анатольевна, Васильева Александра Викторовича, Суконцеву Екатерину Валерьевну;
от ООО "ТД "ДИАЛ" - Болдыревой Светланы Юрьевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТД "ДИАЛ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N ЭА.2021.4513 от 31.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321004513 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТД "ДИАЛ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N ЭА.2021.4513 от 31.05.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321004513 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей".
13 января 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об ООО "ТД "ДИАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков. Указали, что поставщик поставил товар, не соответствующий условиям контракта.
Представитель ООО "ТД "ДИАЛ" против удовлетворения заявления возражает. Полагает, что у заказчика нет оснований сомневаться в качестве поставленного товара и соответствии его условиям контракта. Кроме того, заказчик не указал, каким именно условиям контракта и по каким параметрам не соответствует контракт. Экспертиза товара не проводилась. Поставщик обратился в арбитражный суд с заявление о взыскании с заказчика платы за поставленный товар.
Заслушав представителей заказчика, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
23 апреля 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321004513 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей". 29 апреля 2021 года в извещение о проведении закупки и документацию электронного аукциона были внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта - 462 630 руб.
На участие в закупке было подано 8 заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14 мая 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18 мая 2021 года победителем признано ООО "ТД "ДИАЛ", предложившее цену контракта в размере 248 139 руб. 50 коп. Снижение (максимальная) цена контракта составило 46,36%.
31 мая 2021 года по итогам закупки N 0817200000321004513 между КГБУ "Автохозяйство N1" и ООО "ТД "ДИАЛ" был заключен контракта N ЭА.2021.4513, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно заказчику запчасти для ремонта автомобилей по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно спецификации (Приложение N1) в установленный контрактом срок, а заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В Спецификации (Приложение N 1 к контракту) указаны страна происхождения товара, год выпуска, каталожный номер (в столбце "Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки"), количество товара.
В пункте 4.1 контракта указано, что поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 30 дней с даты заключения контракта.
Поставщик передал заказчику товар.
В претензии от 10.08.2021 г. заказчик указал, что на несоответствие части поставленного товара спецификации (Приложение N 1) контракта. Критерии соответствия либо несоответствия не указаны. Заказчик потребовал поставить товар, соответствующий условиям контракта, до 19 августа 2021 года.
Письмом от 12.08.2021 г. поставщик просил разъяснить, на каком основании поставленный товар не соответствует условиям контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на тот момент) установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку поставщик не заменил товар, который заказчик счел несоответствующим условиям контракта, 12 ноября 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА.2021.4513 от 18.05.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12 ноября 2021 года было направлено поставщику заказным письмом, по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено поставщиком заказным письмом 14 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 25 декабря 2021 года.
Исследовав представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Поставщик передал заказчику товар по условиям контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика не пояснили возможность либо невозможность использования товара по назначению, не уточнили, каким именно условиям контракта не соответствует товар.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. Поставщик поставил товар в полном объеме с сопроводительными документами. Заказчиком не была проведена экспертиза товара, свидетельствующая о несоответствии поставленного товара условиям контракта. Ни в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, ни в переписке с поставщиком, ни на заседании Комиссии заказчик не указал, каким именно условиям контракта не соответствует поставленный товар.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" при осуществлении закупки N 0817200000321004513 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ТД "ДИАЛ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 января 2022 г. N РНП-22-17-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022