Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" - Воловик Марины Степановны
от ООО "Медицинские информационные решения" - Логачева Евгения Евгеньевича, Привалова Дениса Юрьевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Медицинские информационные решения", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 14.09.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321011058 "Оказание услуг по доработке модуля АРМ Стационар "Комплексной медицинской информационной системы", функционирующей в медицинских организациях Алтайского края", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Медицинские информационные решения", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 14.09.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321011058 "Оказание услуг по доработке модуля АРМ Стационар "Комплексной медицинской информационной системы".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 10 января 2022 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
14 декабря 2022 года состоялось рассмотрение обращения заказчика КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Медицинские информационные решения", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 14.09.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321011058 "Оказание услуг по доработке модуля АРМ Стационар "Комплексной медицинской информационной системы", с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснил, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о включении сведений об ООО "Медицинские информационные решения" в реестр недобросовестных поставщиков является его обязанностью в силу закона. Основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило нарушение исполнителем сроков сдачи этапов работ. Работы по этапам 1 и 2 были приняты заказчиком и оплачены, работы по этапам 3 и 4 были приняты частично, работы по этапу 5 исполнителем сданы, но заказчиком не проверены и не приняты.
Представители ООО "Медицинские информационные решения" против удовлетворения заявления заказчика возражают. Указали, что работы по контракту были выполнены полностью, частично заказчиком приняты и оплачены. Причины непринятия работ заказчик не назвал. Исполнитель готов устранить недостатки по замечаниям заказчика, если таковые есть. Штраф по претензиям заказчика исполнитель уплатил.
Заслушав представителей заказчика и исполнителя, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
19 августа 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321011058 "Оказание услуг по доработке модуля АРМ Стационар "Комплексной медицинской информационной системы". Начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000 руб.
На участие в закупке было подано 2 заявки. Все заявки были признаны соответствующими согласно протокол от 30 августа 2021 года.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02 сентября 2021 победителем закупки признано ООО "Медицинские информационные решения".
14 сентября 2021 года между КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" и ООО "Медицинские информационные решения" был заключен контракт, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется собственными силами в установленный контрактом срок оказать услуги по развитию (модернизации) иной информационной системы - "Комплексной медицинской информационной системы", функционирующей в медицинских организациях Алтайского края в части доработки модуля АРМ Стационар, а заказчик обязуется принять и оплатить их.
В соответствии с разделом 4 контракта, услуга должна быть оказана в соответствии с Графиком оказания услуги, приведенным в Приложении N 1 к контракту. Исполнитель приступает к оказанию услуги с момента подписания контракта сторонами. Последний этап оказания услуги должен быть закончен не позднее "10" декабря 2021 г.
В период действия контракта между заказчиком и исполнителем велась переписка по вопросам взаимного выполнения обязательств по контракту: заказчик указывал на несоблюдение исполнителем сроков выполнения заявок, направлял акты о недостатках, выявленных при проверке результатов работ. Исполнитель устранял выявленные недостатки. Заказчиком были приняты и оплачены работы по 1 и 2 этапу.
В ходе исполнения работ заказчик направлял исполнителю претензии от 20 октября, 15 и 18 декабря 2021 года. Исполнителю были начислены заказчиком штрафы в соответствии с условиями контракта. Штрафы оплачены исполнителем.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 13.1 и 13.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
отступления в услуге от условий контракта или иные недостатки услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 3 стать 715 Гражданского кодекса РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков
06 декабря 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.09.2021 г. в связи с тем, что во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено исполнителю 07 декабря 2021 года заказным письмом и по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
Письмом от 10 декабря 2021 года исполнитель указал, что получил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 07 декабря 2021 года, не согласен с ним, поскольку заказчику уже направлены извещения об устранении недостатков по 3 и 4 этапу выполнения работ, извещение о сдачи 5 этапа работ.
Представитель заказчика пояснил, что в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы по 5 этапу не были проверены, по 3 и 4 этапу частично выявлены недостатки, в связи с чем, заказчик не отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 21 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. ООО "Медицинские информационные решения" выполнило работы по контракту, которые были частично приняты и оплачены заказчиком, заплатило штрафы, назначенные заказчиком, действуя разумно и добросовестно. Вместе с тем, у Комиссии отсутствует подтверждение того, что во время оказания услуги было очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" при осуществлении закупки N 0817200000321011058 "Оказание услуг по доработке модуля АРМ Стационар "Комплексной медицинской информационной системы" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью ООО "Медицинские информационные решения".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 января 2022 г. N РНП-22-5-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022