Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю Лобынцева Романа Сергеевича по доверенности от 13.01.2022 N 05-18/00264, Селютиной Ирины Александровны по доверенности от 13.01.2022 N 05-18/00263,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Компания Тектон" (о дате, времени и месте рассмотрения дела Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/2 по обращению заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее -УФНС России по Хабаровскому краю, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Компания Тектон" (ИНН 4028021907) (далее - ООО "Компания Тектон", Общество) и учредителе (директоре) Общества Колпаковой Дарье Андреевне (ИНН 402812759029) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.09.2021 N 0122100003621000028 (реестровый номер 1272112144621000043) на поставку серверного оборудования, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100003621000028,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату проведения закупки), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122100003621000028 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 12.08.2021.
Объект закупки: поставка серверного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 905 145,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку серверного оборудования (номер извещения N 0122100003621000028) от 20.08.2021 на участие в закупке подано шесть заявок (NN 2, 3, 5, 6, 7, 8). Все шесть заявок допущены к участию в электронной процедуре.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона на поставку серверного оборудования (номер извещения N 0122100003621000028) от 23.08.2021 победителем электронной процедуры признано ООО "Компания Тектон" (заявка N 5), предложившее цену контракта 2 017 588,32 рублей (снижение от НМЦК составило 65,83 %).
Между УФНС России по Хабаровскому краю и ООО "Компания Тектон" 15.09.2021 заключен государственный контракт N 0122100003621000028 (реестровый номер 1272112144621000043) на поставку серверного оборудования (далее - контракт). Цена контракта составляет 2 017 588,32 рублей (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить серверное оборудование (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.
Приложением N 1 к контракту "Спецификация" стороны согласовали товар, подлежащий поставке в рамках исполнения государственного контракта и его количество:
П/п |
Наименование, страна происхождения товара |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
Сервер 3loqic Lime Base C2020v1, страна происхождения Россия |
шт |
2 |
445793,57 |
891587,14 |
2 |
Сервер 3loqic Lime Base C2020v2, страна происхождения Россия |
шт |
10 |
351381,86 |
3513818,60 |
3 |
Сервер 3loqic Lime Base C2020v3, страна происхождения Россия |
шт |
1 |
365543,62 |
365543,62 |
4 |
Сервер 3loqic Lime Base C2020v4, страна происхождения Россия |
шт |
1 |
419568,10 |
419568,10 |
5 |
Сервер 3loqic Lime Base C2020v5, страна происхождения Россия |
шт |
1 |
435301,17 |
435301,17 |
Итого: |
5625818,63 |
П. 3.1 контракта установлено, что Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41 (УФНС России по Хабаровскому краю) (далее - место доставки), в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения Контракта. Поставщик не менее чем за 5 (пять) дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика (Грузополучателя) уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п. 3.2 контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
В соответствии с п. 4.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, Спецификацией и Техническим заданием.
Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 30.11.2021. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика (п. 10.1 контракта).
Согласно п. 10.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41 (УФНС России по Хабаровскому краю) в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения Контракта, т.е. последней датой поставки является 27.10.2021.
Вместе с тем, на указанную дату, а именно: 27.10.2021 товар заказчику не поставлен, в связи с эти заказчиком в адрес ООО "Компания Тектон" направлено уведомление от 29.10.2021 исх. N 06-24/21133@ о нарушении Обществом сроков поставки.
В ответ на указанное уведомление от Поставщика (ООО "Компания Тектон") в адрес заказчика поступило письмо от 29.10.2021 N 21008254/1029 с подтверждением факта просрочки сроков поставки товара по Контракту и указанием сроков поставки товара - до 30.11.2021.
В связи с тем, что по состоянию на 09.12.2021 обязательства по Контракту Обществом не исполнены, товар заказчику в срок, предусмотренный п. 3.1 контракта, не поставлен, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 09.12.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем расторжении контракта от 09.12.2021 размещено заказчиком в ЕИС 10.12.2021, а также 09.12.2021 направлено в адрес (юридический и почтовый) Поставщика (ООО "Компания Тектон") посредством Почты России заказными письмами с уведомлением (почтовый идентификатор 68092256669364, почтовый идентификатор 68092256669777) и 13.12.2021 телеграммой. Дата расторжения контракта согласно обращению заказчика и реестру контрактов - 27.12.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (ООО "Компания Тектон").
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, в данном случае это 14.12.2021 (дата получения заказчиком информации об отсутствии Поставщика (ООО "Компания Тектон") по его адресу, указанному в контракте).
В связи с неустранением Поставщиком (ООО "Компания Тектон") допущенных нарушений условий контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.12.2021 и контракт считается расторгнутым с 27.12.2021.
В связи с расторжением контракта, заказчиком направлена информация в Хабаровское УФАС России (вх. N 7/48 от 10.01.2022).
Рассмотрев материалы дела N 7-3/2, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
П. 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В нарушение условий государственного контракта, ООО "Компания Тектон" не осуществило поставку товара, при этом допустив нарушение срока исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контракт считается расторгнутым в связи с непринятием Поставщиком (ООО "Компания Тектон") мер по устранению нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
10.01.2022 заказчик обратился в Хабаровское УФАС России, представив информацию о расторжении контракта с ООО "Компания Тектон".
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
П.15 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления N 1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Компания Тектон" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Компания Тектон" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Компания Тектон", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Компания Тектон", приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об Обществе, генеральном директоре, в реестр недобросовестных поставщиков.
От ООО "Компания Тектон" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
Вместе с тем, Обществом не предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий ООО "Компания Тектон" при исполнении государственного контракта. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные УФНС России по Хабаровскому краю об ООО "Компания Тектон" (ИНН 4028021907) и учредителе (директоре) Общества Колпаковой Дарье Андреевне (ИНН 402812759029) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.09.2021 N 0122100003621000028 (реестровый номер 1272112144621000043) на поставку серверного оборудования, заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100003621000028, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 января 2022 г. N РНП-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022