Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей заказчика - Управления судебного департамента в Чукотском автономном округе, общества с ограниченной ответственностью "ЧукотХозТорг" (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/4 по обращению заказчика - Управления судебного департамента в Чукотском автономном округе (далее -заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЧукотХозТорг" (ИНН 8709008808) (далее - ООО "ЧукотХозТорг", Общество) и учредителе (генеральном директоре) Общества Ендальцеве Александре Геннадьевиче (ИНН 870900001331) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 08.06.2021 N 111-УСД на приобретение автотранспортного средства (реестровый номер 1870900732121000092), заключенного по результатам электронного аукциона N 0188100003021000037,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату проведения закупки), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0188100003021000037 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 20.05.2021.
Объект закупки: приобретение автотранспортного средства.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 210 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Приобретение автотранспортного средства" (N извещения 0188100003021000037) от 28.05.2021 в связи с тем, что подана одна заявка, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукцион признан несостоявшимся. По результатам рассмотрения единственной заявки ООО "ЧукотХозТорг", заявка Общества признана соответствующей положениям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ.
Между Управлением судебного департамента в Чукотском автономном округе и ООО "ЧукотХозТорг" 08.06.2021 заключен государственный контракт N 111-УСД на приобретение автотранспортного средства (реестровый номер 1870900732121000092) (далее - контракт). Цена контракта составляет 1 210 000,00 рублей (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является Приобретение автотранспортного средства для Иультинского районного суда Чукотского автономного округа (далее - Товар), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), являющейся его неотъемлемой частью.
Согласно п. 1.2 контракта Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства добросовестно поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Приложением N 1 к контракту "Спецификация" стороны согласовали товар, подлежащий поставке в рамках исполнения государственного контракта и его количество:
N п/п |
Наименование |
Кол-во, шт |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
УАЗ Патриот - Комплектация Классик |
1 |
1 210 000 |
1 210 000 |
П. 3.1 контракта установлено, что Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 689202, Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт. Эгвекинот ул. Комсомольская, 4 (далее - место доставки). Доставка Товара осуществляется Поставщиком в рабочие дни (понедельник-пятница), с 09-00 до 18-00 часов до 15 ноября 2021 года.
Согласно п. 3.2 контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
В соответствии с п. 4.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, Спецификацией и Техническим заданием.
Настоящий Контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует по 30 ноября 2021 года включительно либо до полного исполнения и оплаты, если таковые наступили ранее указанной даты, а в части расчетов и гарантийных обязательств, если таковые установлены - до полного их исполнения Сторонами (п. 10.1 контракта).
Согласно п. 12.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 12.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта при существенном нарушении условий Контракта Поставщиком, а именно: в случае однократной просрочки поставки Товара более чем на 5 (Пять) дней.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 689202, Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт. Эгвекинот ул. Комсомольская, 4 (далее - место доставки). Доставка Товара осуществляется Поставщиком в рабочие дни (понедельник-пятница), с 09-00 до 18-00 часов до 15 ноября 2021 года, т.е. последней датой поставки является 15.11.2021.
10.11.2021 в адрес заказчика поступило письмо от Поставщика (ООО "ЧукотХозТорг") о том, что в связи с возникшими в 2021 году проблемами с доставкой грузов в навигацию на территории Чукотского автономного округа, Обществом принято решение отправить товар (автомобиль УАЗ Патриот) в г. Анадырь, а также заказчику предлагалось в связи с данной ситуацией уменьшить сумму контракта на сумму доставки автомобиля по маршруту Анадырь - Эгвекинот.
08.12.2021 исх. N 01-24/1188 в адрес Поставщика (ООО "ЧукотХозТорг") направлено требование о необходимости исполнения условий контракта, а именно: поставка товара по адресу, указанному в контракте, до 15.11.2021.
13.12.2021 Поставщиком (ООО "ЧукотХозТорг") в адрес заказчика направлен ответ исх. N 261 о невозможности поставки товара в установленный контрактом срок по адресу, указанному в контракте.
16.12.2021 в адрес Поставщика (ООО "ЧукотХозТорг") направлена претензия исх. N 01-23/1233 о нарушении Обществом сроков поставки, что является существенным нарушением условий контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 22.12.2021 обязательства по Контракту Обществом не исполнены, товар заказчику в срок, предусмотренный п. 3.1 контракта, не поставлен, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 22.12.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем расторжении контракта от 22.12.2021 размещено заказчиком в ЕИС 22.12.2021, а также 22.12.2021 направлено в адрес Поставщика (ООО "ЧукотХозТорг") нарочно. Дата расторжения контракта согласно обращению заказчика и реестру контрактов -11.01.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (ООО "ЧукотХозТорг").
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, в данном случае это 22.12.2021 (дата получения уведомления ООО "ЧукотХозТорг").
В связи с неустранением Поставщиком (ООО "ЧукотХозТорг") допущенных нарушений условий контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.01.2022 и контракт считается расторгнутым с 11.01.2022.
В связи с расторжением контракта, заказчиком направлена информация в Хабаровское УФАС России (вх. N 7/113 от 11.01.2022).
Рассмотрев материалы дела N 7-3/4, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
П. 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В нарушение условий государственного контракта, ООО "ЧукотХозТорг" не осуществило поставку товара, при этом допустив нарушение срока исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контракт считается расторгнутым в связи с непринятием Поставщиком (ООО "ЧукотХозТорг") мер по устранению нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
11.01.2022 заказчик обратился в Хабаровское УФАС России, представив информацию о расторжении контракта с ООО "ЧукотХозТорг".
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
П.15 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления N 1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "ЧукотХозТорг" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "ЧукотХозТорг" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ЧукотХозТорг", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "ЧукотХозТорг", приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об Обществе, генеральном директоре, в реестр недобросовестных поставщиков.
От ООО "ЧукотХозТорг" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
Вместе с тем, Обществом не предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий ООО "ЧукотХозТорг" при исполнении государственного контракта. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Управлением судебного департамента в Чукотском автономном округе об ООО "ЧукотХозТорг" (ИНН 8709008808) и учредителе (генеральном директоре) Общества Ендальцеве Александре Геннадьевиче (ИНН 870900001331) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 08.06.2021 N 111-УСД на приобретение автотранспортного средства (реестровый номер 1870900732121000092), заключенного по результатам электронного аукциона N 0188100003021000037, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 января 2022 г. N РНП-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022