Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" Барминой Светлданы Валерьевны по доверенности от 01.01.2022 N 05/2022;
- от общества с ограниченной ответственностью "Атлант" Шевченко Сергея Андреевича по доверенности от 06.05.2021,
рассмотрев материалы дела N 7-3/3 по обращению заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", заказчик) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 7804560421) и его учредителе (генеральном директоре) Минине Дмитрии Александровиче (ИНН 781075482610) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 7804560421) (далее - ООО "Атлант", Общество) и его учредителе (генеральном директоре) Минине Дмитрии Александровиче (ИНН 781075482610) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Детский сад на 75 мест в пос. Циммермановка Ульчского муниципального района Хабаровского края" (Извещение от 12.11.2021 N 0122200002521007614).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату рассмотрения закупки), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521007614 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.11.2021.
Объект закупки: выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Детский сад на 75 мест в пос. Циммермановка Ульчского муниципального района Хабаровского края".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 236 736 211,62 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0122200002521007614 от 07.12.2021 в связи с тем, что из двух участвующих в электронной процедуре заявок (NN 111036228, 111055610) заявка N 111055610 признана не соответствующей положениям Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации, на основании ч. 9 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ открытый конкурс признан несостоявшимся.
По результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в соответствии со ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ, победителем закупки признано ООО "Атлант" (заявка N 111036228) с предложением о цене контракта 236 715 611,62 рублей.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N 0122200002521007614 от 29.12.2021, ООО "Атлант" признано уклонившимся от заключения контракта по причине невыполнения участником закупки требований положений ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения проверки ООО "Атлант" представлены письменные пояснения, согласно которым Общество не имело намерений уклоняться от заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Детский сад на 75 мест в пос. Циммермановка Ульчского муниципального района Хабаровского края" по закупке (Извещение от 12.11.2021 N 0122200002521007614). Проект контракта подписан Обществом в установленный Законом N 44-ФЗ срок, однако получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, у Общества не получилось.
Как следует из пояснений представителя ООО "Атлант" и установлено материалами дела, Общество обращалось за получением банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта в ряд банков, а именно: ББР Банк (филиал ББР Банка (АО) в г. Санкт-Петербурге), АО "АБ "Россия", АКБ "Абсолют Банк" (ПАО), ПАО "СовКомБанк", однако указанные банки, рассмотрев обращение Общества о предоставлении банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, ответили отказом. Согласно пояснениям представителя Общества ввиду того, что значительная часть переговоров с банками велась в предпраздничный период, мотивированные ответы от банков получить не было достаточно времени.
Изучив материалы дела N 7-3/3, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
10.12.2021 заказчиком направлен на подписание проект контракта. Регламентированная дата подписания контракта (5 дней) - 15.12.2021.
15.12.2021, руководствуясь ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, ООО "Атлант" направило заказчику протокол разногласий.
Доработанный проект контракта размещен заказчиком в ЕИС и на электронной площадке 20.12.2021. В силу ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ регламентированная дата подписания контракта - 23.12.2021.
23.12.2021, в установленный Законом N 44-ФЗ срок ООО "Атлант" контракт подписан, однако Обществом в срок, установленный для заключения контракта, не представлено обеспечение исполнения контракта.
Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Комиссией установлено следующее. Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия уклонения от заключения контракта.
ООО "Атлант" было признано победителем закупки 07.12.2021 и, начиная с указанной даты, знало о необходимости внесения обеспечения исполнения контракта, имело достаточно времени и, действуя предусмотрительно и добросовестно, могло предпринять меры для получения денежных средств в необходимой сумме либо надлежаще оформленной банковской гарантии.
Невыполнение участником закупки - ООО "Атлант" требований Закона N 44-ФЗ повлекло невозможность заключения с ним контракта в определенные заказчиком сроки, что в свою очередь влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов. Участник указанной закупки, будучи профессиональным участником рынка, должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем закупки и уклонения от заключения контракта в дальнейшем и предпринять надлежащие и достаточные меры для своевременного исполнения обязанностей.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 14 Правил Постановления N 1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Атлант" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что Общество, в отношении которого поданы сведения, не приняло необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота. Невыдача банками Обществу банковской гарантии может свидетельствовать о финансовой несостоятельности Общества и не относится к обстоятельствам, освобождающим от ответственности.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст.104 Закона N 44-ФЗ сведения об ООО "Атлант" и его учредителе (генеральном директоре) Минине Дмитрии Александровиче подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" об участнике закупки - ООО "Атлант" (ИНН 7804560421) и его учредителе (генеральном директоре) Минине Дмитрии Александровиче (ИНН 781075482610) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Детский сад на 75 мест в пос. Циммермановка Ульчского муниципального района Хабаровского края" (Извещение от 12.11.2021 N 0122200002521007614), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 января 2022 г. N РНП-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022