Резолютивная часть решения оглашена "17" января 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" января 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителя Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" - Крет О.В.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "СтройТендерКонсалтинг",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТендерКонсалтинг" (далее также Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт путепровода через железную дорогу Волгоград - Лихая на км 319+591 автомобильной дороги А-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной, Ростовская область (извещение N 0364100001821000048), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) 13.12.2021 опубликовало на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0364100001821000048 о проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт путепровода через железную дорогу Волгоград - Лихая на км 319+591 автомобильной дороги А-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной, Ростовская область (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 140 181 576 руб.
ООО "СтройТендерКонсалтинг", считая конкурсную документацию несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев заявленные доводы Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Из жалобы Заявителя следует, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" ставит в преимущественное положение участников, имеющих опыт генерального подряда.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), принимаемых к оценке.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данные доводы заявителя необоснованными в силу следующего.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил оценки заявок, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В Разделе 21 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"21.1. Оценка заявок производится с использованием 2 критериев оценки заявок. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
Критерий оценки |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
Критерий "Цена контракта" |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 баллов |
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" |
100 баллов |
40% |
0,4 |
40 баллов |
21.2 В соответствии с пп. "а" п. 7 ч. 68 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
21.3. Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
21.4. Для оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываются только исполненные контракты (договоры) генерального подряда, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства. Предельно необходимое максимальное значение указанного показателя: 1 000 000 000 рублей. При оценке заявок (предложений) по указанному показателю участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в соответствии с пунктом 24 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N1085).
Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является наибольшее значение показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", при этом установлено предельно необходимое максимальное значение показателя (1 000 000 000 рублей), количество баллов, присуждаемых по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (), определяется:
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. Используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик. = 1 000 000 000 рублей,
- количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Не учитывается в ходе оценки контракт (договор) (не в совокупности):
- не соответствующий требованиям, установленным в абз. 2 пп. 4 п. 17.3 настоящей конкурсной документации;
- к которому не приложен хотя бы один из документов, перечисленных в абз. 3-4 пп. 4 п. 17.3 настоящей конкурсной документации (при условии, что такие документы составлялись в ходе исполнения контракта (договора) и (или) хотя бы один из документов, перечисленных в абз. 3-4 пп. 4 п. 17.3 настоящей конкурсной документации, не соответствует требованиям, установленным в абз. 3-4 пп. 4 п. 17.3 настоящей конкурсной документации".
Из приведённых положений Конкурсной документации следует, что Заказчиком не устанавливались требования к минимальной стоимости контрактов, принимаемых Заказчиком к оценке.
Представитель Заказчика в письменных возражениях сообщил, что установленное требование по подтверждению опыта контрактами (договорам), исполненными участниками закупки в качестве генерального подрядчика, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, позволяют выявить наилучшие условия исполнения договора.
Данное условие установлено аналогично правовой позиции, изложенной в Письме ФАС России от 19 июня 2019 г. N МЕ/51304/19, о том, что участник закупки должен представить документы о наличии собственного опыта, а не опыта иных лиц.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России не явился, а также в составе жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что положения проекта контракта носят неясный характер. Однако, ООО "СтройТендерКонсалтинг" в своей жалобе не указывает, какие нормы действующего законодательства о контрактной системе были нарушены Заказчиком при утверждении документации Конкурса.
Комиссия Тамбовского УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика, в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании объекта рассматриваемой закупки, в том числе, в части установления условий исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что общество с ограниченной ответственностью "СтройТендерКонсалтинг" не могло быть участником закупки, претендующим на заключение контракта, поскольку общество не является членом Саморегулируемой организации (далее - СРО), при этом требование о членстве в СРО, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, было установлено извещении и документации Конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройТендерКонсалтинг" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
В.В. Иванов |
Члены Комиссии |
Н.Е. Козлова |
исп. Иванов В.В. тел. 8(4752) 72-73-44 |
Т.В. Четверткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 января 2022 г. N 068/06/54.3-11/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022