Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Ларин И.И.;
Члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Ворошилов В.С., специалист-эксперт отдела контроля закупок Выскубов М.А.;
В отсутствие представителей ГБУЗ ИРКУТСКАЯ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА (далее-заказчик); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган); ООО "Ренессанс-мед" (далее - заявитель, Общество, участник закупки);
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для операционного блока N2", извещение N 0134200000121006407, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении данного электронного аукциона.
Из довода заявителя следует, что заказчиком нарушено описание объекта закупки.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
Пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от19 ноября 2014 года N 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 Федерального закона N 44-ФЗ, а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции" в связи с чем доводы заявителя о нарушении положений Федерального закона N 135-ФЗ Комиссией не рассматривались.
В единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 0134200000121006407, а также документация на Поставка расходного материала для операционного блока N2.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 459 647 рублей 94 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает Заказчикам устанавливать конкретные характеристики товара.
Согласно части 3. Наименование и описание объекта закупки (техническое задание) данного электронного аукциона, к поставке требуется:
N |
Наименование товара |
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования
32.50.50.190-00001358 |
В связи с отсутствием описания позиций КТРУ, Заказчик использовал собственное описание характеристик товара. Функция гемостаза сосудистых тканей не менее 7 мм. Диаметр штока не более 7 мм. Длина рабочей части не менее 250 мм. Длина лигирования не более 21 мм. Длина разреза ткани не менее 16 мм. Поворот штока не менее 159 градусов. Апертура браншей билатеральное не более 13 мм. Форма браншей прямая, цилиндрическая. Бранши текстурированные с антипригарным покрытием. Ручная функция активация ножа. Пистолетная форма рукоятки. Активация подачи энергии: ручная или педальная. Упаковано стерильно. Полностью совместим с электрохирургическим генератором Force Triad Valleylab, имеющимся у Заказчика. |
штука |
6 |
2 |
Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования
32.50.50.190-00001358 |
В связи с отсутствием описания позиций КТРУ, Заказчик использовал собственное описание характеристик товара. Функция гемостаза сосудистых тканей не менее 7 мм. Форма инструмента: рукоятка пистолетного типа с внутренней кремальерой и с возможностью вращения ствола рабочей рукой. Конструкция инструментов позволяет оказывать дозированное сжатие ткани с сосудом. Длина инструмента не менее 370 мм. Диаметр штока не менее 10 мм. Совмещение с кабелем и вилкой, имеющей необходимую маркировку для распознавания инструмента генератором. Наличие кнопки ручного управления электролигированием. Наличие механического ножа для рассечения заваренного участка ткани. Нож активируется отдельно от заваривания специальным курком. Ротикуляция на 359 градусов. Прямые закругленные бранши. Одноразовый. Упаковано стерильно. Полностью совместим с электрохирургическим генератором Force Triad Valleylab, имеющимся у Заказчика. |
штука |
6 |
3 |
Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования
32.50.50.190-00001429 |
В связи с отсутствием описания позиций КТРУ, Заказчик использовал собственное описание характеристик товара. Функция гемостаза сосудистых тканей не менее 7 мм. Диаметр не менее 8 мм. Длина не более 230 мм. Поворот штока не менее 350 градусов. Форма браншей прямые тупоконечные. Форма рукоятки "Пистолетная". Раскрытие браншей билатеральное. Длина рабочей бранши не более 25 мм. Длина разреза ткани не более 23 мм. Активация подачи энергии: ручная или педальная. Расположение ножа встроенное в бранши. Активация ножа вручную отдельным курком. Стерильная, двойная защитная упаковка. Полностью совместим с электрохирургическим генератором Force Triad Valleylab, имеющимся у Заказчика. |
штука |
6 |
4 |
Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования
32.50.50.190-00001080 |
В связи с отсутствием описания позиций КТРУ, Заказчик использовал собственное описание характеристик товара. Встроенный монополярный электрод в форме лезвия (необходим для правильной и безопасной работы инструментов). Длина кабеля не менее 3 м (длина необходима для оптимального удобства работы хирурга). Разъем подключения со стороны аппарата - трёхконтактный штекер (необходим для универсализации использования с аппаратами ЭХВЧ имеющимися у Заказчика). Активация через ножной переключатель и/или кнопками на рукоятке (необходимо для удобства использования в зависимости от вида проводимой операции). Длина не более 165 мм (необходима для правильного хирургического воздействия при проведении разреза и коагуляции). Полностью совместим с ЭХВЧ аппаратами - Valleylab, (имеющимися у Заказчика). |
штука |
800 |
Дополнительно Заказчиком пояснено, что рабочая часть требуемых к поставке инструментов состоит из штока и бранши, что является общей длиной инструмента, а такое наименование характеристик как "Длина рабочей части", "Длина инструмента", "Длина" являются тождественными понятиями и определяют общую длину инструмента.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного использования товара.
Кроме того, руководствуясь пунктом 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, а также ЧАСТЬЮ II . ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА п. 23 - любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, от Заявителя запрос о даче разъяснений положений документации не поступало.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.01.2022 N0134200000121006407-1 на участие подано 5 заявок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Копию решения направить сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022