Резолютивная часть решения оглашена 17.01.2022
В полном объеме решение изготовлено 20.01.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения ООО "Синегорье-Авто" о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0169300003321000472 на поставку автобусов, городских (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Златоустовского городского округа Тюриковой Н.В., действующего на основании доверенности от 14.01.2022,
- представителя МКУ ЗГО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" Гайнцева А.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2022,
- представителя Управление ООО "Синегорье-Авто" Горкуна В.И., действующего на основании доверенности N 19 от 14.01.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.01.2022 поступило обращение ООО "Синегорье-Авто" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 29.12.2021 Администрация Златоустовского городского округа объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное казенное учреждение ЗГО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства".
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 151 300 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 13.01.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "Синегорье-Авто" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в аукционной документации установлены требования к объему двигателя автобуса, которые приводят к ограничению количества участников закупки, так как под указанные характеристики подходит только модель МАЗ-206.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения и указали, что под характеристики, указанные в документации о закупке, подходит несколько моделей автобусов, что подтверждается коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения закупки), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 5 Правил N 145.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара.
В извещении о закупке товар отнесен к коду по КТРУ 29.10.30.000-00000009 "автобус".
В спецификации, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке, содержится обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, в том числе
- объем двигателя - не менее 4,5 л;
- количество цилиндров и их расположение - 4, рядное;
- максимальная мощность: кВт (л.с.) при об/мин - не менее 147 (200) 2200.
При этом, в обоснование установления данных дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, указано следующее: "определен на основании мониторинга ходовых и качественных характеристик".
Вместе с тем, данное обоснование содержит лишь указание на способ получения информации о данных характеристиках, а не причины необходимости их наличия для удовлетворения потребности заказчика.
Более того, ни на заседании Комиссии, ни в письменных пояснениях заказчик не обосновал чем обусловлено установление данных показателей двигателя для достижения результата закупки.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании предусмотрен ряд дополнительных характеристик автобуса, обоснование необходимости наличия которых фактически отсутствует в документации о закупке, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил N 145.
2 Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичные требования должны находить отражение в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в спецификации предусмотрен показатель: "высокая крыша - соответствие", вместе с тем, фактическая высота автобуса, необходимая заказчику, не определена, равно как и понятие "высокая крыша", что не позволит участнику закупки определить соответствие предлагаемого товара требованиям заказчика, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, в спецификации указан показатель - габаритная высота - не менее 2900 мм, в связи с чем не представляется возможным установить необходимость указания в документации о закупке показателя - "высота крыши", что свидетельствует о неясности описания объекта закупки.
В обращении заявителя указано, что автобус с объемом двигателя - не менее 4,5 л комплектуется только двигателями на базе МАЗ-206, что может привести к ограничению количества участников закупки, в том числе нарушению прав заявителя, который предлагает к поставке автобусы ЛиАЗ-429260, на которых установлен двигатель ЯМЗ-53403 с объемом двигателя - 4,43л.
Так, заказчик не представил доказательства необходимости наличия двигателя объемом не менее 4,5 л, при этом указав, что объем двигателя 4,43 л соответствует потребности заказчика.
При этом, как пояснил заказчик для достижения цели осуществления перевозок на территории Златоустовского городского округа необходимо наличие двигателя с высокой мощностью, которая предусмотрена документацией о закупке, в связи с чем Комиссия критически относится к необходимости установления в описании объекта закупки показателя объема двигателя.
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства (руководства по эксплуатации, каталоги и другая документация), из которых бы следовало, что объем двигателя, указанный в документации о закупке, соответствует только марке двигателя -МАЗ-206, тогда как представление сравнительной таблицы двух двигателей: МАЗ-206 и ЯМЗ-53403 с приложением подтверждающих документов, не позволяет сделать вывод об ограничении количества участников закупки. При этом, заявителем не отрицается факт того, что разные модели автобусов могут комплектоваться двигателем МАЗ-206.
Следует отметить, что доводы заказчика, согласно которым под характеристики, указанные в документации о закупке, подходят автобусы различных производителей помимо МАЗ 206 (Lotos 105 D-02 Diesel, КАВЗ-4270), также не могут быть приняты во внимание, так как указанные модели имеют количество и расположение цилиндров - 6, рядное, тогда как в техническом задании указан показатель - 4, рядное.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Правил N 145.
2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "органам контроля" - "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 января 2022 г. N 074/06/99-63/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022