рассмотрев жалобу ООО "Юлмис" (далее - Заявитель) на действия администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района при проведении электронного аукциона: "Санитарное содержание территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году" (извещение N 0818300022721000350) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
На рассмотрение уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами не согласен, считает, что требования аукционной документации не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - МКУ МО Апшеронский район "Управление по Муниципальным закупкам" проводился электронный аукцион: "Санитарное содержание территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района в 2022 году" (извещение N 0818300022721000350). Заказчик - администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 412 717,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По результатам рассмотрения 09.12.2021 г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом обстоятельств дела принято решение N 1801/2021-КС по делу N 023/06/64-5736/2021 о признании жалобы обоснованной, установлены нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе и выдано предписание N434 от 09.12.2021 г. об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2) ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с предписанием N434 от 09.12.2021 г. Уполномоченному органу - МКУ МО Апшеронский район "Управление по Муниципальным закупкам" (единой комиссии), Заказчику - администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения N1801/2021-КС по делу N 023/06/64-5736/2021 от 09.12.2021 г.
Из пояснений, представленных уполномоченным органом, а также информации размещенной в Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru следует, что на основании вышеуказанного предписания уполномоченным органом, Заказчиком 17.12.2021 г. внесены изменения. Срок окончания подачи продлен до 29.12.2021 г. Аукцион назначен на 10.01.2022 г.
По результатам исполнения предписания, по итогам аукциона ООО "Юлмис" признан победителем (Протокол N0818300022721000350 подведения итогов аукциона в электронной форме от 11.01.2022 г. Предложение победителя о цене контракта 30 238 508,84 руб. процент снижения - 9,5 %).
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что в своих разъяснениях на ранее поданный запрос от ООО "Юлмис" Заказчик подробно пояснил, какие виды отходов, не относящиеся к ТКО входят в объем работ по транспортированию мусора, а именно:
- Смет с территории предприятия практически неопасный 7 33 390 02 71 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный 7 33 220 02 72 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок 1 52 110 01 21 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- зелень древесная 1 52 110 03 23 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- растительные остатки при выращивании цветов, загрязненные землей 1 11 411 11 23 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры 7 33 382 02 20 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная 4 04 190 00 51 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные 4 34 110 02 29 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- отходы полиэтиленовой тары незагрязненной 4 34 110 04 51 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- лом силикатных кирпичей, камней, блоков при ремонтно-строительных работах 8 24 211 11 20 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- отходы гипса при ремонтно-строительных работах 8 24 191 11 20 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- бой строительного кирпича 3 43 210 01 20 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется);
- отходы строительного щебня незагрязненные 8 19 100 03 21 5 (отход 5 класса опасности, паспорт не требуется).
Вышеперечисленные виды отходов отнесены к конкретному классу опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов и в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не требуют подтверждения отнесения к конкретному классу опасности.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО":
Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.
1. Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами_.
_ отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Уборка и транспортирование отходов в соответствии с аукционной документацией предусмотрена с тротуаров, с газонов, улиц и скверов Апшеронского городского поселения, а это - сучья, зелени, растительных отходов, так же может попадаться случайный мусор, а это отходы пленки полиэтилена, полиэтиленовой тары, строительных отходов (лом кирпича, гипса, бой кирпича) и др., перечисленные отходы являются отходами, образованными вне жилых помещений и не относятся к ТКО.
Деятельность по обращению с отходами, относящихся к ТКО, в том числе, мусор и смет уличный 7 31 200 01 72 4, относится к деятельности регионального оператора и аукционной документацией не предусмотрен.
Отходы, не относящиеся к ТКО, собранные в мешки при выполнении работ, а также образуемые от населения, должны складироваться в местах накопления ТКО, где будут отведены места для их отдельного складирования и установлены таблички с надписью "Место складирования отходов, не относящихся к ТКО". Эти места накопления отходов не мешают движению транспорта и пешеходов на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Приложение N 1 к документации "Описание объекта закупки" установлены следующие требования:
- В конце месяца Исполнитель обязан предоставить акт приемки размещенных отходов на полигоне ТКО. Согласно расчетам на транспортирование отходов, не относящихся к ТКО, заказчик предусматривает, что Подрядчик обязан 3 раза в неделю на протяжении всего периода действия контракта осуществлять вывоз отходов, не относящихся к ТКО и транспортировать его на полигон, что должно подтверждаться соответствующими документами, такими, как акт приемки размещенных отходов. Указанное требование основано на следующих нормативных актах.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу с пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (пункт 17 СанПиН 2.1.3684-21)
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно п. 7 ст. 12 N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, при исполнении контракта исполнитель обязан соблюдать требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Требования заказчика о предоставлении акта приемки размещенных отходов на объекте размещения отходов, в том числе на полигоне обоснованы.
Далее в описании объекта закупки Заказчик указывает, что на объекте должна поддерживаться чистота, отсутствовать смет, окурки и прочий мусор в течение всего периода производства работ. Отходы собираются в мешки для мусора, складирование которых не допускается. Заказчиком в данной аукционной документации в ведомости объемов работ размещена дислокация мест накопления ТКО, расположенных на территории Апшеронского городского поселения. Данные места расположены на территориях общего пользования, в доступности для населения и могут быть использованы для размещения отходов, не относящихся к ТКО, образованного от санитарной очистки улиц и площадей Апшеронского городского поселения.
Удаление снега регулируется СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (п.34) и правилами благоустройства территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, утвержденными Решением Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 16.01.2020 года N 28 "Об утверждении правил благоустройства территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района (п. 10.4.1). Вывоз снега следует разрешать только на специально отведенные места. На территории Апшеронского городского поселения специально отведенное место для складирования снега располагается в районе хутора Калинина.
На довод Заявителя о том, что на титульном листе калькуляции допущена техническая ошибка - указано: Объем работ: 3 раза в неделю, 156 дней в году * 5 м3 = 1300 м3. Из пояснений Заказчика следует, что в расчете стоимости производимых затрат по транспортированию отходов, не относящихся к ТКО на титульном листе калькуляции допущена техническая ошибка - прописан объем 1300 м3, который не участвует в дальнейших расчетах и не влияет на формирование цены. В данной калькуляции во вкладке - "размещение на полигоне" указан расчет затрат на размещение на полигоне, который складывается из следующих объемов: 156 дней в году * 5 м3 отходов = 780 м3 в год. Данный объем является верным и именно с этого объема формируется расчет стоимости затрат на данный вид работ. Тариф по размещению отходов на полигоне, указанный в калькуляции дает ссылку на конкретный полигон, утвержденные расценки которого указаны в тоннах. Далее в расчете указывается, что объем отходов, умноженный на коэффициент перевода 0,12 (согласно плотности отходов) из м3 в тонны. Таким образом, 780 м3 *0,12 = 93,6 тонны * 460 руб/тонна (Тариф по размещению на полигоне ООО "Транс Сервис" крупногабаритных и строительных отходов (руб./тонну) = 43 056 рублей - затраты по размещению отходов на полигоне.
При формировании цены контракта на данный вид работ: "Транспортирование отходов, не относящихся к ТКО" Заказчик не требует разместить отходы именно на полигоне ООО "Транс Сервис", а приводит его в качестве оптимально расположенного по удаленности от Апшеронского городского поселения, который может принимать отходы данного вида.
Указанная ООО "Транс Сервис" цена не подлежит государственному регулированию, ввиду следующего. В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Таким образом, государственному регулированию подлежат только те виды отходов, которые отнесены к твердым коммунальным отходам.
Деятельность по обращению с иными видами отходов, не относящихся к ТКО, осуществляется по нерегулируемой цене.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юлмис" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818300022721000350).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 января 2022 г. N 16/2022-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022